Государство поддержит инвестпроекты до полной реализации

Проектное финансирование как принцип подготовки и реализации инвестиционных проектов используется все шире и не обязательно связан с господдержкой, так как схожие с "государственным плечом" механизмы могут использоваться и частными структурами (например, гарантии по облигациям).

Государственное плечо появляется, когда невозможно эффективно реализовать проект без применения господдержки либо при наличии прямой заинтересованности государства в его реализации. При этом привлечение государственного плеча требует дополнительных временных (и, возможно, финансовых) затрат. Вместе с тем госплечо позволяет: привлечь дополнительное финансирование в проект или получить тот же объем финансирования на более выгодных условиях; гарантировать минимальный объем доходности проекта; снять затруднения выхода из проекта его участников; минимизировать риски, которые может вызвать неликвидность имущества, создаваемого в рамках проекта.

Это далеко не полный перечень преимуществ проектного финансирования с государственным плечом. Законодательство пополняется все новыми механизмами участия государства в проектах. Тем не менее оно имеет еще множество перспектив доработки в целях оптимизации существующих и применения новых механизмов проектного финансирования с государственным плечом. Во-первых, оптимизация механизма гарантирования минимального дохода за счет бюджетных средств. Внедрение гарантий минимального дохода в концессионные соглашения является, по сути, первым шагом на пути развития данного механизма. Действующее законодательство не позволяет применять весь его потенциал. В частности, напрямую данный механизм предусмотрен, фактически, только ФЗ "О концессионных соглашениях", при этом его применение возможно только в отношении автомобильных дорог. Гарантирование государством минимальной доходности по проекту через корпоративные механизмы осуществимо, но представляет собой громоздкий механизм и предполагает использование норм корпоративного права, изначально не разрабатывавшихся для этих целей, что создает дополнительные риски. Кроме того, бюджетный механизм субсидирования юридических лиц в целях возмещения недополученных доходов также применим, но специальный порядок предоставления субсидий не дает гарантий его применения в конкретном проекте. Гарантии минимального дохода, урегулированные ФЗ "О концессионных соглашениях", не позволяют создать доказавший свою эффективность в зарубежных проектах "бонусный" механизм поощрения частного партнера. В России при окончательном определении размера платежа может применяться только метод вычитания, основанный на штрафных санкциях и который является менее эффективным.

Во-вторых, распространение механизмов проектного финансирования на отрасль оборонной промышленности. Перед минобороны стоят масштабные задачи, от комплексного обновления парка вооружений до модернизации производственной инфраструктуры, требующие не только больших объемов инвестиций, но и их эффективного использования. В 2013 году объем гособоронзаказа превысил объем оборонзаказа на 2012 год в 1,5 раза и составил более 1,3 трлн руб. Бюджетное финансирование не в полной мере позволяет обеспечить оборонную отрасль финансированием. В целях привлечения дополнительного финансирования планируется привлечь средства ВЭБа. Альтернативным подходом могло бы стать привлечение частных инвесторов и использование части выделяемых средств для предоставления господдержки проектам, реализуемым в рамках ГЧП, в которых эффективность "государственного плеча" наиболее высока. Тем не менее размещение гособоронзаказа в настоящее время осуществляется на основе законодательства о госзакупках, которое не является эффективной правовой базой для ГЧП-проектов. Новый ФЗ "О государственном оборонном заказе", вступивший в силу с 2013 года, не содержит норм о возможности заключения комплексных контрактов, распространяющихся на весь жизненный цикл вооружения и военной техники, что также ограничивает применение ГЧП.

В-третьих, обеспечение применения действующих механизмов проектного финансирования с государственным плечом. Одним из наиболее востребованных механизмов господдержки являются госгарантии. Их применение в наибольшей степени актуально для крупных проектов, требующих длительной подготовки. Вместе с тем правила предоставления госгарантий по кредитам, привлекаемым для реализации инвестпроектов, не разработаны. В силу того, что правилами должны предусматриваться не только список формальных документов, необходимых для получения гарантии, но и объемы предоставляемых гарантий, их отсутствие не позволяет окончить разработку финансовых схем проектов, требующих "государственного плеча", и, соответственно, начать их реализацию.