Проект закона, подготовленный специалистами Торгово-промышленной палаты, несложен для восприятия: он уместился всего на 11 страницах и содержит 13 статей. Определяет цели и задачи промышленной политики, формы (финансовая, имущественная, информационная, консультационная) и порядок поддержки предприятий, в том числе в осуществлении инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Последнее особенно важно, ибо пока непонятно, как мы собираемся противостоять экспансии прочих агрессивных участников ВТО на российский рынок, ежели нам самим им противопоставить-то, в общем, и нечего. Только полпроцента российских компаний - одна из двухсот - отправляет свою продукцию на экспорт. Для сравнения: в Германии - каждая из трех. Суммарный объем государственной поддержки экспорта в России составляет опять-таки 0,5% от аналогичной поддержки в Китае и 1% - от Германии. 67% российского экспорта - сырье и только 5% - товары с высокой степенью переработки, 3% - супертехнологичные товары, из коих еще 90% - оружие и военная техника. В мировом высокотехнологичном экспорте российская доля не превышает 0,3-0,4%.
Впрочем, судя по всему, именно вступление в ВТО и подтолкнуло законодателей и промышленников вернуться к хорошо забытому старому, поскольку проект был сверстан еще в 2007 году. Но последовал кризис, потом надо было из этого кризиса вылезать, после стали готовиться к новому витку, параллельно готовясь к саммиту АТЭС... И вот время пришло. "ВТО принципиально меняет отношение к промышленной политике, - отмечает председатель оргкомитета Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков,- поэтому статья о финансовой поддержке отечественного предпринимателя должна быть серьезно откорректирована". Не менее важны и другие формы поддержки. Пока же, несмотря на обещания с высоких трибун, конкретных рекомендаций, как действовать предприятию в новой обстановке, не создано. И здесь есть смысл обратиться, может быть, к зарубежной практике, когда, скажем, западное предприятие приходит работать в Россию с уже сформированным инструментом собственной защиты.
Необходима адаптация российского законодательства к условиям ВТО, считает исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. В частности, что касается упаковочной отрасли, то она не совсем готова к конкуренции в рамках ВТО именно из-за несоответствия некоторых нормативных актов, регламентирующих ее деятельность, нормам и правилам Всемирного торгового клуба. Поэтому корректировать рассматриваемый законопроект, который, по сути, пока является черновиком, надо уже исходя из новых условий. Чтобы снова не опоздать лет на 15-20.
Главное, не бояться защищать своих и, действуя в рамках допущенных правил, не оглядываться постоянно на соседей: что там подумает про нас княгиня Марья Алексеевна, США и ЕС. То, что присутствие в ВТО вынуждает распахнуть настежь двери на внутренний рынок и пущать туда всякого заморского купца, не более чем миф. "Китай уже 11 лет как член ВТО, но сегодня проникнуть на китайский рынок, не соблюдая жестко их национальное законодательство, невозможно, - сообщил председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию, заместитель генерального директора Уралвагонзавода Валерий Платонов, - даже западноевропейским предприятиям, идущим в Поднебесную с высокотехнологичной продукцией, ставят условие: локализация 80% в течение трех лет, и точка". Кстати, для полноценного существования в рамках ВТО наш восточный сосед внес коррективы в 2,3 тыс. нормативных актов, подогнав их под стандарты ВТО. Так что, с одной стороны, есть чему учиться.
Скорее всего, в итоге закон станет рамочным, а не прямого действия, за что ратовали многие участники дискуссии. Так, член-корреспондент РАН Георгий Клейнер считает, что этот документ должен стать стартовой площадкой для появления других необходимых законопроектов, например, о предприятии, стыковаться с законами о науке, об образовании и т.д. Кроме того, для его полноценного действия надо создать инфраструктуру в виде, например, региональных агентств промышленного развития.
"Мне как собственнику пяти малых производственных предприятий важно, чтобы в законе был прописан механизм защиты МСП от заоблачных цен монопольных поставщиков, - сообщил "РБГ" предприниматель Сергей Набатников, - и определен государственный орган, контролирующий работу этого механизма. Также важно, чтобы будущий закон защищал поставщиков качественной продукции и не допускал на рынок трэш".
В Германии ВВП на 84% формируется благодаря обрабатывающей промышленности, а в России этот показатель равен 12%. И законопроект, по словам Валерия Платонова, призван способствовать развитию обрабатывающих отраслей и потому жизненно важен для страны. Поправки в черновой вариант документа ТПП РФ и профильный комитет Госдумы будут принимать, рассматривать и систематизировать до конца марта, после чего обновленный проект отправится на рассмотрение в парламент. Как сообщил Павел Дорохин, в идеале было бы здорово принять его "в комплекте" с законом о стратегическом планировании. А если учесть, что законодатели планируют принять последний во втором чтении уже в эту сессию, то придется поторопиться.