Регионам нужны собственные организации для развития проектов

Рынок проектов ГЧП в России находится в начальной стадии развития, и до сих пор упор делается на крупные проекты в транспорте. Это определяется необходимостью модернизации и развития дорожного хозяйства и высокой капиталоемкостью проектов в этом секторе. Эта тенденция в ближайшем будущем сохранится.

Роль регионов в 2013 году в развитии рынка ГЧП должна возрасти, так как понимание возможностей внебюджетного финансирования повышается и формируется опыт регионов в структурировании проектов ГЧП.

При модернизации инфраструктуры может использоваться как бюджетное, так и проектное финансирование. Однако финансирование ГЧП-проектов позволяет оптимально распределить риски, существенно повысить качество работ и снизить прямую стоимость проектов для государства. Опыт многих стран показывает, что даже в период финансового кризиса ГЧП как модель инвестирования в инфраструктуру продолжает развиваться и будет активно использоваться в ближайшие десятилетия.

Однако есть и определенные трудности. В России сегодня отсутствует федеральный закон о ГЧП. Регионы вправе выбирать: руководствоваться существующими законами (в частности, Законом "О концессионных соглашениях") или принять собственное региональное законодательство о ГЧП. По последнему пути пошли уже многие регионы, включая Санкт-Петербург, Республику Алтай, Томскую и Тверскую области.

С учетом большого объема средств, необходимых для модернизации инфраструктуры в масштабах всей России, очевидно, что схемы ГЧП должны более активно применяться при финансировании таких проектов в России, в особенности в регионах. Затраты на строительство и содержание инфраструктуры составляют высокую долю государственных расходов. Причем такие расходы должны расти соразмерно или с опережением экономического развития страны и роста благосостояния населения. Применение схем концессии или ГЧП позволяет государству в значительной степени переложить инвестиционную нагрузку на плечи частных коммерческих структур, при этом сохраняя контроль за общей стратегией развития сектора за собой. Схема ГЧП предоставляет государству и частному партнеру ряд важных преимуществ:

позволяет выполнять инвестиционную программу строительства или модернизации объектов инфраструктуры (транспорт, ЖКХ, энергоснабжение, социальная инфраструктура и т.д.), перераспределяя нагрузку с бюджета текущего периода на долгосрочную перспективу;

перекладывает на частного инвестора обязанности по контролю за качеством и стоимостью строительства, а также соблюдением сроков реализации проекта;

перекладывает на частного инвестора эксплуатационные риски.

Частному инвестору схема ГЧП дает следующие возможности: получение стабильного дохода в течение длительного периода; инвестирование в относительно стабильные отрасли экономики, которые менее подвержены цикличному снижению спроса; господдержка проекта в виде гарантий, субсидий, налоговых льгот и т.д.

В России уже началась реализация нескольких проектов ГЧП на федеральном и региональных уровнях. В частности, сегодня на основе ГЧП успешно ведется реализация таких проектов, как строительство "Западного скоростного диаметра" в Санкт-Петербурге, реконструкция, развитие и эксплуатация на основе ГЧП аэропорта Пулково, строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км.

Условия, при которых проекты ГЧП являются выгодными в долгосрочной перспективе и более эффективными по сравнению с государственным финансированием: это эффективность на протяжении всего жизненного цикла проекта, гарантии экономической и финансовой жизнеспособности, социального развития и защиты окружающей среды на весь период сотрудничества - со стадии проектирования и строительства до эксплуатации. Возможные следующие варианты оптимизации схем ГЧП. Проекты ГЧП должны оказывать положительное экономическое и социальное влияние, а не только быть финансово выгодными. Органам власти стоит избегать проектов, которые являются финансово выгодными, но не служат общественным интересам; привлечение государственных ресурсов должно быть обосновано общественной пользой, затем найден подходящий вариант финансирования, возможно ГЧП.

Основой для успешной реализации проектов является правовая база, которая поддерживает и поощряет сотрудничество между государственным и частным секторами на благо общества. Чтобы достичь успеха в реализации проектов ГЧП, государственные чиновники должны обладать определенным опытом и техническими знаниями. Опыт Великобритании показывает, что недостаточный уровень квалификации по реализации ГЧП на уровне государственного управления формирует зависимость от внешних консультантов для организации и управления проектами.

Часто проект сам по себе не является привлекательным для инвесторов, и в предмете конкурса могут быть предложены различные сопутствующие объекты. Тем не менее чрезмерное поощрение, с помощью налоговых льгот, гарантий или субсидий для привлечения местных или международных инвесторов, может устранить конкуренцию, увеличить задолженность и снизить общественную ценность проекта.

В дополнение, для эффективной реализации проектов по схеме ГЧП, субъекту Федерации (городу, области, краю) рекомендуется создать собственную, полностью контролируемую организацию, которая будет выступать заказчиком и организатором конкурса (например, корпорацию по развитию региона или специальную проектную компанию концедента под индивидуальный проект).

Наличие организации, созданной с целью реализации проекта, позволяет более точно определить полномочия и порядок взаимодействия органов местного самоуправления, а значит, улучшить эффективность реализации проекта за счет большей гибкости и оперативности при проведении переговоров и заключении соглашений с заинтересованными сторонами (в частности, в отношении муниципального имущества).