В России построят интеллектуальные транспортные системы
И таких примеров множество. Вообще, как выясняется, с дорожными стандартами у нас просто беда. Многие безнадежно устарели, а, скажем, на пешеходные переходы их просто нет. Поэтому каждый творит кто во что горазд. Очевидно, что в такой ситуации прокладывать в России тысячи километров новых трасс - пустая трата огромных денег. Стране нужны дороги мирового класса, и под них надо "подложить" новые стандарты. Их нужно создавать на новых принципах, и здесь без последних достижений науки не обойтись.
В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта "Инновационные дороги". Его осуществляют минэкономразвития, "Роснано", Федеральное дорожное агентство, правительства Москвы, Татарстана и Рязанской области. Цели амбициозны: в частности, предлагается увеличить долговечность дорог в 3-5 раз, в 10-15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций, скажем, мостов, ограждений и т.д. А главное - в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов.
Дорога начинается с покрытия или, как говорят спецы, с "одежды". Она должна обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. И здесь наука предлагает обширный "гардероб", где более десятка вариантов.
- Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, - объясняет координатор проекта Александр Наумов, представляющий "Роснано". - Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40-200 процентов, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70 процентов. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Его кладут слоями, как пирог. Он также улучшает почти все характеристики дороги.
Итак, вариантов "одежды" много. А некоторые даже противоречат друг другу. Какой же выбрать? По словам Наумова, окончательное слово за заказчиком по итогам испытаний.
Странная ситуация возникла с дорожными знаками. Наше "творческое" население приспособило их закрывать бочки. И знаки перекочевали с многих дорог в дачные поселки. Сразу вспоминается герой чеховского рассказа "Злоумышленник", который не понимал, почему нельзя откручивать гайки с железнодорожного полотна.
- Прежде всего будет проведена инвентаризация дорожных знаков, - говорит Наумов. - Затем каждый будет "оцифрован", на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. Но самое главное, что знак сможет общаться с водителем. Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот и т.д. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит.
Авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Кроме того, все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Кроме того, включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.
Кстати, сами столбы освещения и вообще вся дорожная инфраструктура кардинально изменятся. Сегодня, врезавшись на скорости в бетонную или металлическую опору, автомобиль сминается как консервная банка. А вот та же конструкция, но из композитного материала погасит скорость и силу удара. Последствия аварии окажутся менее трагичны.
Но, конечно, центром всего проекта, его "мозгом" будет интеллектуальная система управления транспортом. Именно ей поручается свести к минимуму злополучные пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Основа "умной" дороги - информация. Поэтому по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и "глаз", чтобы постоянно держать на контроле и сообщать обо всем, что происходит на дороге. А сверху за происходящим будет наблюдать всевидящий ГЛОНАСС.
Понятно, что первая забота интеллектуальной системы - навести порядок с трафиком движения. Для этого вся информация о потоках машин будет стекаться в единый мозг - Центральный пункт управления, где суперкомпьютер постоянно должен вести расчеты оптимального движения по городу и управлять работой светофоров, чтобы скорость была максимальной и равномерной.
Но этого мало. Центральный мозг будет предлагать водителям наиболее выгодный для них маршрут, с учетом аварий на трассе, пробок, строительных работ, различных возникающих неожиданных ситуаций и т.д. Такая информация будет передаваться на интеллектуальную бортовую систему, установленную на автомобиле. Или на световые табло, расположенные в разных точках города.
- А еще, обращаясь к базе данных и отслеживая номера проезжающих машин, интеллектуальная система сможет выявлять автомобили, не прошедшие техосмотр, не получившие страховку, находящиеся в розыске и т.д., - говорит Наумов. - Кроме того, она предупредит о всех опасностях, которые могут возникать при движении, например, надвигающемся ухудшении погоды, тумане, дожде, снегопаде, гололеде. На трассах будут установлены специальные антигололедные распылители, которые включатся по команде интеллектуальной системы.
Уже разработана концепция "Инновационной дороги", ее авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап - тиражирование лучших научных и технических решений.
В годы Великой депрессии Америка выходила из глубочайшего кризиса, сделав ставку на строительство дорог и объявив их национальной программой. В этих работах участвовали многие миллионы человек. Всего было построено 180 тысяч километров. Самая известная из них - шоссе 66 Чикаго - Лос-Анджелес, прозванное матерью Америки. К 1938 году оно стало самой длинной в мире дорогой с твердым покрытием - его протяженность составила 3,8 тысячи километров. Лишь через 20 лет его превзошла Транс-канадская трасса (7 тыс. км ), а потом Панамериканское шоссе (16 тыс. км). У нас сейчас достраивается трасса от Москвы до Владивостока длиной около 9 тысяч километров.