Наум Клейман: Всякое забвение трагедии грозит ее повторением

Наум Клейман, киновед

Всякое забвение трагедии грозит ее повторением. Если мы не помним, что происходило с нашими предками, то это может случиться с нами или нашими потомками. Думаю, что из такой трагедии, как холокост, следует делать выводы, касающиеся не каких-либо отдельных групп людей, будь то евреи или цыгане, а всего общества. Те ужасные события иллюстрируют ситуацию, когда политические принципы и идеалы ставятся выше человеческой жизни. Холокост - это трагедия не только еврейского народа, но и всего человечества, равно как и все прочие трагедии, случившиеся за последние столетия. Поэтому открытие в Освенциме российской выставки "Трагедия. Мужество. Освобождение", о чем "РГ" пишет на 6-й полосе, это, безусловно, имеет большое значение. Конечно, приятно ходить на выставки, которые тешат и лелеют чувства. Но иногда должны проводиться мероприятия, которые тревожат, заставляют задуматься о серьезном.

Политические и идеологические принципы очень важны, однако они не должны оплачиваться человеческими жизнями. Любая идеологема, которая требует человеческого жертвоприношения, табуирована уже в десяти заповедях. Я не говорю про самопожертвование, в котором и состоит великая библейская идея. В Ветхом завете было положено начало процессу запрещения человеческого жертвоприношения. В Новом завете происходит самопожертвование Христа.

Если мы не хотим повторения таких страшных событий, то права личности, и прежде всего право на жизнь, должны быть превыше политических идеологий. К сожалению, в современном российском обществе, как в пьесе Мольера "Тартюф", существует невероятное фарисейство. Конституцией провозглашено одно, в реальности же происходит нечто другое. Не говорю о случаях, когда жизнь человека оказывается ничтожной перед интересами даже не государства, а клана или отдельного предпринимателя, который пользуется "крышей".

К этому стоит добавить, что наша система образования не включает в себя достаточно серьезное изучение трагедий XX века, начиная от Первой мировой войны и революции 1917 года, кончая всем тем, что случилось в конце. К слову, предпринимаемые в последнее время попытки реабилитировать Сталина связаны именно со стремлением поставить мнимые интересы государства над жизнью человека.

Что зависит от простых людей в этой ситуации? Каждый человек со своей стороны не должен закрывать глаза и быть равнодушным к тому, что происходит с другими. Самое страшное, это когда мы, как буддистские обезьянки, сами закрываем себе глаза, уши и рот. Отчасти это связано с генетической памятью прошлого века. Чтобы людей запугать, опять начинают использоваться разные страшилки. И в людях действительно просыпается страх, который некоторые помнят еще даже на себе.