В инновационных отраслях России отмечен жесточайший дефицит кадров

Одним из основных трендов 2012 года в инновационном развитии страны стало смещение основного акцента от проблемы создания институтов к вопросам поддержки образования и науки. Это видно по тому вниманию, которое президент страны Владимир Путин уделял и уделяет этой теме. Только в четвертом квартале прошлого года под его председательством было проведено три масштабных совещания по этой проблеме, сформулированы необходимые решения. На ней сделан акцент и в декабрьском Послании Федеральному Собранию.

Действительно, ситуация с подготовкой квалифицированных кадров для инновационной отрасли непростая. Налицо жесточайший дефицит специалистов. Во многом это является следствием экономических издержек 1990-х годов, а также результатом негативных демографических тенденций. Разрушена сложившаяся в советское время система подготовки. В силу высокой динамики развития отрасли высоких технологий большинство преподавателей не успевают обучаться. В итоге сегодня на 90% овладение инновационными инструментами, как правило, происходит самостоятельно. В такой ситуации эффективным средством решения проблем призван стать так называемый проектный подход. Сегодня преподаватель инновационных дисциплин должен иметь "живую" практику в проектах, связанных с разработкой новых технологий, с тем, чтобы его студенты могли получать знания и лучший опыт из "первых рук". Кроме того, самим студентам и даже школьникам старших классов, готовящимся к поступлению в конкретный вуз, необходимо принимать участие в реальных отраслевых проектах известных компаний, заключающих с вузами по этому поводу соответствующие финансовые соглашения.

Стоит отметить, что технологии проектного подхода заняли одно из центральных мест в рейтинге методик и подходов, которые окажут наибольшее влияние на развитие сферы образования в мире в 2013 году, подготовленном специалистами Cornell University (США) совместно с журналом Forbes.

Одним из основоположников проектного подхода считается проректор Стэнфордского университета Фредерик Терман. С его помощью в Стэнфорд в свое время были привлечены федеральные заказы на прикладные работы, создан технопарк Стэнфорда, основан первый приуниверситетский стартап - Hewlett Packard.

Подобные практики сегодня с успехом реализуются и на базе целого ряда ведущих российских вузов: МФТИ, МИФИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана. Действительно, следуя проектному подходу, студенты получают бесценный опыт создания инновационных технологий, направленных на решение конкретных государственных задач. А бизнесу в этом смысле выгодно вкладываться в специалистов на ранних карьерных стадиях, фактически формируя их таким образом, как это нужно самой компании. В итоге она получает "заточенного" под конкретный внутренний технологический процесс специалиста без необходимости какого-либо переобучения. Кроме того, как показывает статистика, обученные внутри компании специалисты в силу неспадающего интереса к своей работе не склонны к смене места трудовой деятельности.

Одним из важнейших условий подготовки специалистов для инновационной сферы является также использование новейших технологий обучения. Недаром в том же Стэнфорде лозунг о включении в учебный процесс гуманитарных предметов, позволяющих формировать образ мышления студентов таким образом, чтобы они были ориентированы на генерацию инноваций, вынесен на флаг университета.

В России аналогичный подход также реализуется в ряде ведущих вузов. В МФТИ этому посвящен курс известного российского специалиста, директора Русского института Сергея Чернышева. Технологии развития способностей студентов мыслить творчески и креативно поставлены во главу учебного процесса кафедры "Перспективных компьютерных технологий" МИСиС. В его основе лежит теория всеобщей контактности, разработанная известным российским художником Элием Белютиным. Это именно его картины попали под горячую руку Никиты Сергеевича Хрущева на знаменитой выставке в Манеже в 1962 году. Но, несмотря на гнев первого лица государства, результаты теории были взяты на вооружение аппаратом ЦК КПСС и активно им использовались вплоть до момента распада СССР для повышения квалификации руководящих сотрудников аппарата. А сегодня многие ее положения успешно интегрированы в современные методики обучения в ряде ведущих стран мира, включая США.

Речь идет о технологиях раскрепощения от штампованных представлений о действительности, личностного видения, которые позволяют на уровне "надсознания" формировать креативность, творческое мышление, способности к достижению наилучшего результата. Кроме того, методы теории всеобщей контактности способствуют формированию у человека умения мыслить образно. Действительно, влияние образного мышления на эффективность творческого процесса давно обсуждается психологами. Недаром многие великие открытия (Ньютон, Галилей) были сделаны людьми, мыслящими образно. А теория относительности Эйнштейна скорее вообще представляет собой эссе, чем научную работу.

Позитивные перемены происходят сегодня и в настроениях студенческого сообщества. Наиболее значимым является тренд снижения веса денежной мотивации в вопросах трудоустройства у молодых специалистов. На первое место выходят вопросы интереса, престижа и качества условий работы. Согласно опросу НАИРИТ, этой точки зрения придерживаются около 64% опрошенных студентов российских вузов. В этом смысле у студентов и молодых специалистов появилась реальная альтернатива отъезду за рубеж. Недаром приезжавший в конце прошлого года в Россию очередной охотник за мозгами Марк Цукерберг так и не собрал желаемого урожая отечественных талантов. А это значит, что будущее у нашей инновационной отрасли вполне реальное.