Начало масштабной травле певца положил вышедший в 2005 году документальный фильм Мартина Башира "Жизнь с Майклом Джексоном". После чего вышло еще несколько книг, написанных в основном репортерами и папарацци, даже не знакомыми с артистом лично, зато регулярно подглядывавших за ним через объективы фото и видеокамер. Эти книги, пусть во многом повторявшие друг друга, успешно продавались. Но фактически не раскрывали тайны того - как и чем жил ставший в "нулевые" добровольным отшельником Майкл Джексон, вплоть до своей неожиданной и не менее таинственной гибели в июне 2009 года, накануне премьеры This Is It. Теперь такая книга наконец-то вышла, документальная и правдивая. А еще больший вес и уважение ей придает тот факт, что писалась она более пяти лет - только за это немалое время ее автор, американский искусствовед Джозеф Вогель успел опросить более сотни человек: коллег, друзей, творческих соавторов Майкла Джексона. А еще порыться в архивах, использовать фрагменты из бесед и воспоминаний артиста. И выпустить, наконец, эту объемную книгу - "Человек в музыке". Творческая жизнь Майкла Джексона", вышедшую теперь и в России, в издательстве "ЭНАС-КНИГА". Эпиграфом для нее вполне могли бы стать знаменитые строчки Анны Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда"...
Кажется, что и сам Джозеф Вогель вначале не знал, как воспользоваться массой собранного материала. Но, возможно, именно благодаря обилию информации сумел выбрать правильный тон: автор не заступается за певца, не прославляет и почти не высказывает собственного мнения. Может, и поэтому американские критики уже назвали эту работу "определяющей книгой о Майкле Джексоне"...
Первая часть книги в итоге получилась более художественной. В ней Вогель представляет музыканта в первую очередь как человека: творческого, неуемного, часто в себе сомневающегося. При этом рассказывает о таких подробностях, о которых прежде мало кто знал. Например, о том, что Джексон всегда перед пением предпочитал выпивать стакан кипятка с растворенными в них каплями от кашля, дабы смягчить голосовые связки. А в студию приходил вместе с шимпанзе Бабблзом и питоном Мускулом, с которыми играл в перерывах между записями песен. И еще - увлекался рисованием... При этом петь в студии предпочитал в темноте, пританцовывая и прищелкивая пальцами, объясняя это тем, что именно темнота позволяет ему "полностью погрузиться в песню". И, не умея играть ни на одном инструменте и не ведая нотной грамоты, аккуратно пропевал гитаристам все ноты аккордов, которые те должны были брать. Неудивительно, что в итоге многие музыканты работали с Майклом Джексоном по многу лет: им нравилось, что он столь профессионален и лично заботится о звучании каждого инструмента. А главное - не скупился на уважительные слова в адрес коллег: качества, прямо говоря, не очень распространенные среди большинства поп-звезд... Зато вторая часть книги - уже больше рассчитана на меломанов и людей, коим любопытны все нюансы и подробности, связанные с индустрией и правилами достижения успеха, которыми пользовался Джексон. Это - подробное описание каждого альбома и подробностей работы над ним, плюс критический анализ всех вошедших в них песен, с предысторией и массой цитат. А еще - рассказ о событиях, происходящих в то время в мире и судьбе самого Майкла. Эта книга - хроника сложной эпохи и ее разной музыки, часть которой мы потеряли из-за папарацци. Но теперь вернули - уже благодаря Вогелю.