Впервые в истории мировых военно-технических отношений страна, владеющая технологиями пятого поколения, передает их, если можно так выразиться, в свободное пользование другому государству.
Не секрет, что в России достаточно успешно испытываются четыре перспективных авиационных комплекса пятого поколения - ПАК ФА или Т-50. Это прототипы тяжелого истребителя пятого поколения. Возможно, окончательный облик машины будет несколько отличаться от того, что мы видим сейчас, так как пока отрабатывается сама концепция истребителя нового поколения. Известно, что Россия предложила Индии начать работы над совместным проектом, в основе которого будет тот самолет, который известен как ПАК ФА.
Индийская сторона согласилась. Работа над совместным проектом позволит освоить самые передовые технологии и построить машину, которая, вполне возможно, превзойдет то, что уже сделано в США и делается сейчас в КНР. То, что такое возможно, свидетельствует опыт работы над совместным проектом крылатой ракеты "БраМос". Получив от России в девяностые годы базовые технологии, индийская сторона фактически собственными силами смогла создать целый ряд сухопутных и морских ракет класса поверхность-поверхность, а сейчас завершаются работы по созданию варианта воздух-поверхность. И уже начаты опытно-конструкторские работы по созданию на базе "БраМос" гиперзвуковой ракеты. Стоит подчеркнуть, что ни одна страна в регионе не имеет что-то сравнимое с "БраМос". Даже в США похожих аналогов нет. Поэтому-то индийские специалисты возлагают большие надежды на совместный проект истребителя пятого поколения.
Третий день работы салона прошел под знаком как раз этого проекта. Сейчас работы находятся в начальной стадии. Подготовлены все документы, необходимые для перехода в практическую стадию. Как сказал корреспонденту "РГ" глава делегации "Ростехнологий" на салоне "АЭРО ИНДИЯ - 2013" Виктор Комардин, нынешний год уйдет на уточнение этих документов и выработку окончательного варианта. Весной 2014 года в Индии начинается выборный сезон, и, по сложившейся здесь традиции, никаких действий, связанных с крупными коммерческими проектами не предпринимается. Реальные работы начнутся в 2015 году.
Сейчас приблизительный план реализации проекта, по индийской терминологии - перспективного многофункционального истребителя (PMF) таков: 2015-2017 годы - определение облика самолета и выдача заданий на разработку всех элементов машины (планера, кабины, авионики, оружия и многого другого); 2018 год - начало проектирования; 2019-2021 годы - начало производственного процесса и окончательная сборка самолета; 2022 год - подъем в воздух первого совместного истребителя пятого поколения.
Конечно, сроки эти достаточно условны, они могут быть значительно сокращены с учетом результатов, полученных при испытаниях ПАК ФА.
На салоне "Аэро Индия-2013" на стенде корпорации HAL выставлен прототип PMF, как видят его индийские специалисты. Он несколько отличается от того, что из себя представляет ПАК ФА. И это лишь свидетельствует о том, что инженеры HAL уже включились в работу очень активно.