Первая из рассматриваемых мер - введение прогрессивной шкалы налогообложения граждан. "Лед тронулся, - сказал академик РАН Роберт Нигматулин. - Год-другой назад было неприлично говорить про прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Сейчас ситуация изменилась". "Если мы проводим социально-ориентированную политику, налоги должны быть дифференцированными", - утверждает профессор МГУ Александр Бузгалин.
В проекте решения налоговой секции предлагается такая схема налогообложения. Доходы в размере до 15 тыс. руб. в месяц следует освободить от налога, чтобы обеспечить социальную защиту малообеспеченным слоям населения. Для доходов от 15 тыс. до 250 тыс. руб. в месяц оставить нынешнюю ставку в 13%. Под эту ставку попадет основная часть населения России, включая средний класс. Для доходов от 250 тыс. до 1 млн руб. в месяц ставка налога должна быть 30%, свыше 1 млн руб. в месяц - 50%. Налог должен обеспечивать справедливое распределение доходов и тем самым способствовать росту покупательского спроса, отмечается в документе. По расчетам экономистов, это даст бюджету дополнительно 3 трлн руб. в год.
Второе предложение - снижение базовой ставки НДС до 10% с одновременной отменой льгот. При этом НДС будут считать прямым способом, определяя добавленную стоимость по данным бухгалтерского учета как сумму заработной платы, прибыли, налогов и амортизации. Поступления в бюджет при этом существенно вырастут, так как сегодня более половины создаваемой в России добавленной стоимости НДС не облагается, а реальная собираемость НДС не превышает 25%. Благодаря снижению ставки налога многие выйдут из тени, говорится в решении налоговой секции.
Другая мера - сокращение до 10% ставки НДС, налога на прибыль и социальных взносов для предприятий высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей. Планируется, что это позволит увеличить реальную зарплату в этих секторах на 30% и повысит инвестиционную привлекательность предприятий. "Разговоры о том, что НДС уничтожает технический прогресс, не соответствуют действительности. Достаточно посмотреть на Европу. Крупным французским корпорациям НДС не мешает. Проблема в том, что НДС очень криминализирован. У нас много незаконных операций, например, задерживают возврат НДС добросовестным экспортерам, полно криминальных схем и очень много фирм-однодневок. Это проблема не налога как такового, а проблема политическая и административная", - говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Четвертый пункт программы - установить инвестиционную премию в размере 100% для малого бизнеса и 50% для средних и крупных предприятий. То есть освободить эти компании от налога на прибыль, если деньги потрачены на покупку оборудования. Одновременно предлагается упростить режим зачета амортизационных премий и расширить понятие НИОКР для целей налогового учета, включив также приобретение необходимых приборов и материалов, обучение специалистов и их зарплату.
"В США приобретаемое оборудование стоимостью до 500 тыс. долл. за единицу подлежит 100-процентной амортизации, а в России оборудование приобретается из прибыли, на которую надо уплатить налог 20%. В США налог на прибыль предприятия прогрессивный: до 50 тыс. долл. - 15%, для прибыли свыше 18,3 млн долл. - 35%. Но если прибыль потрачена на покупку оборудования суммарной стоимостью до 2 млн долл. в год, то все списывается на амортизацию, и налог на прибыль с этой суммы платить не надо", - ссылается на международный опыт вице-президент ЭАЦ "Модернизация" Михаил Абрамов.
В рамках поддержки малого бизнеса участники налоговой секции также предложили в два раза снизить налоговую нагрузку на малые предприятия, работающие на специальных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ЕСХВ. Еще одна идея - создать механизмы стимулирования экономического развития депрессивных регионов и освободить от уплаты налогов все предприятия несырьевого производства Сибири и Дальнего Востока.
Отдельным пунктом прописано заменить налог на имущество предприятий налогом на элитную недвижимость граждан (для объектов стоимостью свыше 1 млн долл.) и отменить все налоги на сельское хозяйство. Сегодня налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства составляют до 9% выручки хозяйств. Выпадающие налоги не существенны для государства (это примерно 1,5%) и могут быть компенсированы за счет резервных средств, а также поступлений от смежных отраслей, считают эксперты. В заключение участники налоговой секции предложили упростить формы и процедуры налоговой отчетности. Декларация должна быть на одной странице, а не на 50, говорят они.
Реализация этой программы позволит обеспечить ежегодный рост ВВП в размере не менее 5-6%, а также создать и модернизировать 25 млн рабочих мест. В результате Россия поднимется в мировом рейтинге по предпринимательскому климату со 120-го на 20-е место, отмечается в решении налоговой секции. Понятно, что минфин, а также другие заинтересованные ведомства смогут привести немало возражений на предложенные меры, да и независимые эксперты вряд ли останутся в стороне.