"РГ" узнала, как повлияло на медицину ДФО изменение системы ассигнований

Перевод лечебных учреждений на одноканальное финансирование через территориальные фонды обязательного медицинского страхования вызвал у работников отрасли немало сомнений и вопросов. Насколько обоснованы эти тревоги, выясняли корреспонденты "РГ".

За деньгами дело не станет

В Якутии одноканальное финансирование медицинских учреждений уже апробировано. В 2011-м на такую систему в порядке эксперимента были переведены две республиканских больницы, расположенные в столице республики. Это позволило организаторам здравоохранения отработать основные механизмы и разобраться с проблемными моментами. В прошлом году к эксперименту подключились пять районных больниц и еще несколько учреждений в Якутске.

Чтобы подготовить к переходу на новую систему всю медицину, минздрав Якутии и территориальный фонд обязательного медицинского страхования организовали несколько семинаров и конференций, в ходе которых деятельность "подопытных" больниц была подвергнута всестороннему анализу.

- Одноканальная система означает, что помимо таких стандартных статей расходов, как заработная плата медицинских работников, медикаменты, питание и мягкий инвентарь, фонд оплачивает и нужды больниц, не связанные непосредственно с лечением, - отмечает представитель организационно-методического отдела ТФОМС Рора Уварова. - Среди них - оплата коммунальных услуг, текущего ремонта, услуг связи, приобретения оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей.

Если судить по опыту учреждений здравоохранения, прошедших апробацию, особых сложностей у них не возникало. Но одно дело - оплатить потребности нескольких экспериментальных больниц, и совсем другое - перевести на одноканальное финансирование всю медицину, работающую в системе ОМС. Главный вопрос - хватит ли денег?

В бюджете Якутии на нужды минздрава в нынешнем году заложено 16,2 миллиарда рублей - на 300 миллионов меньше, чем было в 2012-м. Незначительное сокращение связано с тем, что большая часть мероприятий, предусмотренных программой модернизации здравоохранения, выполнена. Зато бюджет ТФОМС, на который теперь ложится основная нагрузка по финансированию медицинских учреждений, вырос почти в два раза - до 18,1 миллиарда рублей против 9,7 в прошлом году.

Как отмечают в региональном министерстве здравоохранения, предметно говорить о том, что из этого получится, можно будет лишь по итогам первого полугодия. Пока же здесь констатируют: деньги есть. И в дальнейшем их количество будет только увеличиваться. В 2014 году доходы ТФОМС прогнозируются на уровне 19,6 миллиарда рублей, а в 2015-м немного не дотянут до 22-х миллиардов.

Фельдшеры - на особом учете

В Сахалинской области работа по переводу медицинских учреждений на преимущественно одноканальное финансирование уже закончена, утверждают в региональном министерстве здравоохранения. Денежные потоки, которые будут проходить через территориальное отделение фонда обязательного медицинского страхования, сформированы, получатели определены и в целом новая система продумана в деталях.

- Ранее через фонд медработники получали зарплату, а также осуществлялось общее обеспечение лечебного процесса. В этом же году мы включаем сюда еще 15 статей расходов, в том числе оплату связи, транспортные и коммунальные услуги, текущее содержание имущества и целый ряд других. Для этого в систему ОМС в 2013 году направлено примерно 5,5 миллиарда рублей - на миллиард больше, чем в прошлом году, - разъяснила руководитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Лариса Атланова.

Помимо стандартных статей расходов теперь фонд оплачивает и нужды больниц, не связанные непосредственно с лечением

Впрочем, споры все-таки возникают, и касаются они не размеров денежных потоков, а нюансов при их распределении. Как рассказывает Атланова, финансировать медицинские учреждения теперь будут, исходя из объемов оказанных услуг. Поэтому у персонала появляется стимул работать на более качественном и профессиональном уровне. Однако именно этот момент вызывает множество вопросов у работников мелких сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Они весьма озабочены своим неопределенным будущим, поскольку не могут похвастаться обилием пациентов, а значит, рискуют существенно потерять в доходах.

- Этого не произойдет, - отмечает директор департамента медицинской помощи и лекарственного обеспечения регионального минздрава Татьяна Никифорова. - Фельдшерско-акушерские пункты и отделения сестринского ухода, где численность пациентов невелика, по-прежнему будут финансировать за счет бюджетов. То же самое относится к амбулаторно-поликлинической и скорой помощи.

По словам Никифоровой, работники "скорой" вообще будут получать зарплату вне зависимости от того, помогли они застрахованному пациенту или не застрахованному. Словом, никакого дискомфорта от реорганизации системы здравоохранения не ощутят ни пациенты, ни сами медики, утверждают представители сахалинского минздрава.

Реформу проведет экономист

В новом году в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Приморья сменился директор. Вместо медика по образованию на эту должность назначили экономиста. Как объяснила вице-губернатор края Ирина Василькова, одной из причин кадровой перестановки стал переход на одноканальное финансирование.

- Сложную задачу по переводу больниц и всего здравоохранения на новые условия хозяйствования под руководством опытного финансиста можно будет решить менее болезненно. Любая реформа затрагивает интересы людей, тех или иных специалистов, поэтому могут возникать сложности, недопонимание. И чем более профессиональный человек находится на должности руководителя, тем легче и быстрее пройдет период реформ.

По словам Васильковой, нельзя говорить о том, что беспроблемное обеспечение больниц средствами в условиях одноканального финансирования наладится сразу и гарантированно. Но возможные сбои не должны помешать доступности и качеству медицинской помощи.

- С экономистом во главе фонда работать нам всем будет спокойнее, -- резюмировала вице-губернатор.

Действительно, о том, что переход на одноканальное финансирование завершен и во всем наступила ясность, говорить пока рано. Как объяснил главврач одной из районных больниц, "в теории все выглядит неплохо, но практические результаты можно будет увидеть не раньше, чем через полгода". По его словам, с одной из проблем, неумением правильно составлять документы в новом формате, уже пришлось столкнуться.

Несмотря на бездефицитный бюджет ТФОМС, доктора опасаются и того, что средств может не хватить. Доходная и расходная части бюджета, принятого депутатами регионального Законодательного Собрания, совпадают. Предполагается, что в 2013 году фонд получит и потратит 16,6 миллиарда рублей. Помимо этого, в краевом бюджете на 2013 год предусмотрено 6,7 миллиарда на страховые взносы за неработающее население.

Почти все средства ТФОМС (16,4 миллиарда рублей) будут направлены на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Это финансирование государственных учреждений здравоохранения, расходы по проведению диспансеризации всех категорий граждан, дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам в рамках национального проекта "Здоровье", а также оплата скорой медицинской помощи.

Хватит ли на все это денег - покажет время. В дальнейшем доходы и расходы фонда будут повышаться. В следующем году они составят 18,7 миллиарда рублей, а в 2015-м вырастут сразу до 23,4 миллиарда.

Компетентно

Валентина Савкова, главный врач хабаровской городской поликлиники № 5:

- Нельзя однозначно сказать, что одноканальная схема финансирования - это прогресс и большой шаг вперед. Как в каждой системе, здесь есть плюсы и минусы. Так уже было в Советском Союзе, но сейчас остается посредник в виде фонда обязательного медицинского страхования. С одной стороны, плюсы есть в централизации финансирования, с другой - как отрицательный фактор - дополнительная возможность коррупции. Для нас система не меняется: мы оказываем услуги, нам возмещают их стоимость.

Но тарифы ФОМС полностью не покрывают расходов на медобслуживание населения. Увеличение тарифов - это хорошо, у нас появляются возможности для приобретения нового оборудования. Современная техника позволяет проводить более качественное обследование и выявлять заболевания на ранней стадии, раньше приступать к лечению и добиваться лучших результатов, но ведь каждый хочет получать услуги по максимуму.

Мы продолжаем работать в обычном режиме, но поставленные перед нами задачи по государственной гарантии оказания медпомощи не отражают действительность: нормативы не менялись с 1998 года, тогда доля пациентов старшего возраста была около 10 процентов, в реалиях сегодняшнего дня таких уже более 20 процентов.