На Берлинале состоялся показ казахского фильма "Уроки гармонии"

Сегодня состоялся успешный дебют казахского кино в главном конкурсе Берлинского кинофестиваля.

Фильм 28-летнего Эмира Байгазина "Уроки гармонии" - это схватка добра и зла в рамках одной души, одного богом забытого села и одной школы. Картина начинается выразительной сценой, когда герой картины умело вскрывает горло барану. Зрители отворачиваются от экрана, но навык герою еще пригодится. Тринадцатилетний Аслан инстинктивно тянется к чистоте, но сталкивается с грязью, с насилием и унижением. Он не уверен в себе и, как любой подросток, раздираем комплексами, он хочет расти мужчиной, но в глазах сверстников это значит расти бандитом. И он постоянно оказывается перед выбором: травить других или быть травимым, а третьего в этом мире - не дано. Устоит или нет - вот в чем гамлетовский вопрос фильма.

Несомненные достоинства работы молодого режиссера - его умение работать с подростками-непрофессионалами, его внимательность к детали, способность выстроить из этих деталей главную тему фильма. Еще сам недавно со школьной скамьи, он создал целостную картину этой деревенской школы, где учителям самим неплохо бы еще подучиться, и где царствует сильнейший. Ему во многом удалось вскрыть замкнутую колбу, которую представляет собою внутренний мир подростка, категорически закрытый от взрослых, и если открытый сверстникам, то, как правило, уродливо искаженным. При этом, в отличие от модных у нас новейших интерпретаций "школьной темы", режиссер умудряется не впасть в безнадегу и чернуху и остается на уровне искусства. Хотя в толстовском "непротивлении злу" его не упрекнешь: фильм отчетливо дает понять, что "собаке собачья смерть".

Эмир Байгазин учился в актерской студии при театре в Актюбинске, потом поступил в Казахскую академию искусств, участвовал в Азиатской киноакадемии при международном кинофестивале в Пусане, в Лагере молодых талантов при Берлинском фестивале. Это его первый полнометражный фильм.

Многие нравственные установки картины явно противоречат европейским представлениям о гуманизме. Но поскольку "Уроки гармонии" и их режиссер - по сути, единственное перспективное открытие нынешнего Берлинского фестиваля, то вполне возможно, жюри не сочтет возможным пройти мимо.