Людмила Улицкая 21 февраля отмечает юбилей. В этот день ее друзья соберутся в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино и будут поздравлять и чествовать Людмилу Евгеньевну. Именно на этом празднике состоится первый показ фильма Елены Якович - этот режиссер известна документальными работами об Иосифе Бродском, Василии Аксенове, Марии Розановой, Эрнсте Неизвестном - выбор героев ее картин всегда неслучаен. Улицкая в день юбилея увидит фильм также впервые. А уже на следующий день - 22 февраля - фильм сможет посмотреть широкая зрительская аудитория - он появится в эфире канала "Культура".
В жизни Людмилы Улицкой было много поездок в разные города. Как признается сама писательница, свою жизнь она превратила в дорогу... "У нас есть образцовый путешественник, которого мы проживаем с детских лет, - это Одиссей. Существование человека в дороге, в пути - очень важная метафора любой человеческой жизни. У меня безумное количество дорожных историй, написанных и ненаписанных. Тем более что у нас была большая страна, и по ней было интересно поездить. Я давно уже живу с ощущением, что у меня есть дорожный ангел". Эти слова объясняют, почему действие документального фильма "Соло для Людмилы Улицкой" в основном разворачивается в вагоне поезда. Это, с одной стороны, ставшая символичной для русской литературы дорога из Москвы в Петербург и обратно, а с другой, рассказ-путешествие по собственной судьбе.
Улицкая считает, что принадлежит к тому "последнему поколению", по которому проходит какой-то "именно цивилизационный шов": "Я принадлежу к тем, кто помнит печки в домах, коммунальные кухни, керосинки, электричество, которое постоянно гаснет, и поэтому всегда в запасе есть свечки... Хотя на самом деле поколение наше исключительно удачливое. Нам со временем невероятно повезло. Со мной многие не соглашаются, но я считаю, что мы жили и живем в золотом веке, потому что завтра, может быть, кто-то и будет жить богаче, но природы такой уже не будет. Я помню Крым с дикими бухтами, московские дворики с цветами и полисадами...".
Размышления Улицкой о быстротечности времени и, в особенности, рассуждения о совершенно другом социуме, в котором мы сейчас проживаем, выливаются в красивый монолог, который автор фильма подкрепляет необычным видеорядом. Когда еще неспешно поговорить, как не в поезде: "Куда девалось медлительное созревание жизни - долго собирающийся дождь, нескончаемое взбивание земляничного мусса полной женской рукой с ямкой на локте, распухшие вот уж две недели желёзки? Кончилось неторопливое русское время..." Улицкая считает, что время остановилось, люди не могут выбраться из него, они у него в плену: "Модель этого плена я пытаюсь разобрать в сегодняшнем времени. Удивительная черта современности, что времен несколько, и они разные. Время невероятного ускорения, когда все меняется буквально в течение нескольких секунд. Это фантастическое ускорение, которое происходит, оно лишает нас некоторого экзистенциального пространства, когда некогда подумать, некогда посидеть, скорость такова, что хочется остановиться".