"Если этические нормы пытаются записать в закон, это значит, что как этические нормы они уже не работают", - говорит Всеволод Луховицкий, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель". Если выдать всем педагогам один свод правил, это будет не этический кодекс, а норматив, продолжает он: моральные нормы не могут быть вписаны в какой-либо нормативный акт, сфера этики отделена от сферы права. Нарушение этических кодексов не должно нести административных мер воздействия, это неписанные правила, которые существуют в любой школе помимо устава. "Например, запишут в кодексе: "учитель должен любить ребенка" - и как это можно проверить?" - недоумевает он.
К счастью, статус федерального закона имеет не сам этический кодекс, а порядок его разработки. В настоящее время в законодательстве, регулирующем различные отрасли социальной сферы, нет норм, определяющих порядок подготовки и издания соответствующих кодексов профессиональной этики. Поэтому законопроект предусматривает изменения в законодательстве о социальном обслуживании, об образовании, об охране здоровья и в ряд иных актов, чтобы определить порядок разработки и утверждения кодексов профессиональной этики работников отраслей социальной сферы. Речь идет о социальных работниках, медиках и педагогах.
Понятие профессиональной чести и достоинства должно регулироваться цеховым сообществом: например, английский судья, уличенный во взяточничестве, будет исторгнут из профессиональной среды, говорит член Общественной палаты Борис Альтшулер. "Можно ли это создать чиновничьим вердиктом? Не уверен", - заключает он. Однако этический кодекс - это и мощный инструмент для саморегулирования, по крайней мере для социальных работников. "Он нужен, чтобы коллеги по цеху могли высказаться по поводу каких-то тенденций, а то у нас что-то произойдет, а все молчат - нет общего мнения", - говорит руководитель проекта "Успешные сироты" Александр Гезалов. Этический кодекс позволит оценивать работу органов опеки и социального обеспечения в едином ключе. "А то у нас один трактует закон по совести, другой - исходя из своих интересов", - делится он опытом. А вот суды чести - это уже перебор, считает Гезалов: достаточно вести, например, список сотрудников, которых нельзя допускать к работе с людьми.
У врачей уже есть свой этический комитет в Российской академии медицинских наук, этические кодексы в разных ассоциациях и главное - клятва врача в Законе "Об охране здоровья граждан", напоминает первый заместитель председетеля Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. "В принципе, общий кодекс можно разработать, но я сомневаюсь, что он будет действовать, если это будут одни слова, ничем не подкрепленные", - уверен он.
Этический кодекс должен сопровождаться серьезными мерами поощрения или порицания, добавляет Герасименко: "Этично ли, когда хороший врач за хорошую работу получает меньше, чем лейтенант полиции или машинист поезда?" Этика прививается не законами - есть мировые нормы, отработанные веками, заключает он.