Минтранс также предлагает ввести ставки арендной платы за использование федеральных аэродромов и определиться со ставками аренды на земельные участки, находящиеся в собственности РФ, где размещаются вертодромы, посадочные площадки. Предлагается разработать и утвердить методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов на услуги естественных монополий в аэропортах, так же как при формировании регулируемых ставок аэронавигационных сборов.
При этом для развития местных авиаперевозок будут пересмотрены чересчур жесткие требования по безопасности. Планируется снизить требования к малым аэропортам, где объемы перевозок невелики, и установить рациональные требования по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, которые соответствуют реальным угрозам. Но это не означает, что там никто не будет следить за соблюдением правил, а пассажир будет томиться в ожидании предполетного осмотра. "В настоящее время ведется строительство периметровых ограждений и их оборудование инженерно-техническими средствами защиты в 12 аэропортах Московского авиационного узла, Северо-Кавказского, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Идет оборудование зон досмотра 23 аэропортов, входящих в федеральные казенные предприятия Камчатки и Чукотки", - сообщил "РБГ" заместитель директора департамента транспортной безопасности и специальных программ минтранса Вячеслав Седень.
Оптимизировать все процессы в аэропортах планируется с помощью новых технологий. "На их разработку заложены бюджетные средства в Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте, - отметил замглавы Ространснадзора Владимир Черток. - Идея в том, чтобы максимально снять нагрузку с пассажира, сделать обеспечение безопасности незаметной и необременительной для него. Чтобы, например, человек просто шел по зданию аэропорта, а специальные устройства сканировали бы его на предмет наличия запрещенных к перевозке предметов, проверяли бы личность по базам данных и т.д. Разработки есть, и, я думаю, они будут внедряться очень быстро. При этом и сейчас уже стало возможным уменьшить нагрузку на пассажиров. Недавно было принято решение о том, что при досмотре можно не снимать обувь и ремни, в скором времени будут сняты некоторые ограничения на пронос жидкостей на борт. Во многом это становится возможным благодаря новому оборудованию, которым оснащаются аэропорты. И мы понимаем: новые технологии нужно внедрять постоянно. Так что, скорее всего, срок действия программы будет продлен до 2016 года", - отметил он.
"Комплексная программа - серьезное подспорье для авиации в плане финансов. Многие аэропорты, в том числе и московского воздушного узла, имеют средства на обеспечение защиты практически только благодаря сборам за авиационную безопасность. Но их явно недостаточно. Понятно, что чем больше аэропорт, тем больше средств надо вложить для того, чтобы достичь высокой степени его защищенности от актов незаконного вмешательства. На 2010-2013 годы в комплексную программу заложены серьезные финансовые средства. Программа заканчивается в этом году, и Росавиация планирует ее выполнить на 100 процентов", - сообщил начальник управления транспортной безопасности Росавиации Юрий Сапрыкин.
При этом кроме специалистов, которые занимаются безопасностью и технологической, и антитеррористической, за обстановкой в воздушных гаванях следят инспекторы Ространснадзора. В каждом федеральном округе создаются стационарные центры. Туда сходится вся оперативная информация по угрозам, чрезвычайным событиям. Головной центр расположен в столице, он работает круглосуточно и имеет контакты практически со всеми странами мира. Это обеспечивает взаимодействие внутри нашего государства с другими ведомствами. Без современных информационных технологий такая работа была бы невозможна. Под надзором находится более 600 тысяч объектов. И понятно, что ограниченным инспекторским составом это сделать невозможно. А задача стоит постоянно мониторить проблему безопасности. Если возникает внештатная ситуация, то у дежурного на экране высвечивает сигнал. И он незамедлительно передает эту информацию автоматически или в ручном режиме инспектору, который находится на месте и принимает всевозмозжные меры по недопущению чрезвычайной ситуации, пояснил схему работы Владимир Черток. Инспектор на месте имеет право беспрепятственного доступа на все транспортные объекты. И он обязан в случае выявления нарушений принять меры, включая приостановку движения любого транспортного средства, перевозку груза, вплоть до приостановки деятельности предприятия на 90 суток. Он оформляет документы на нарушителя. Накладывает штрафные санкции. В том числе, если не соблюдаются требования по безопасности, досмотру пассажиров в аэропорту. Поэтому операторы аэропортов предпочитают вкладывать деньги в технические средства обеспечения безопасности, чем ждать, пока инспекция закроет аэропорт из-за угрозы ЧП. Но в ряде случаев финансирование идет и со стороны государства. В том числе и закупка досмотрового оборудования.
Справка "РБГ"
В 2010-2012 годах в российские аэропорты поставлено 124 единицы досмотровой техники на сумму 184,9 млн рублей: интроскопы для досмотра багажа, ручной клади пассажиров и грузов - 49 ед., металлоискателей стационарных - 33, детекторов следов опасных веществ - 8, газоанализаторов паров взрывчатых веществ - 22, сканеров портального типа - 12.