Правительство предложило новые правила усыновления детей-сирот

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который изменяет правила устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Россиянам, желающим стать приемными родителями или опекунами для детей-сирот, государство обещает более серьезную, чем прежде, правовую, организационную и материальную поддержку. Законопроект делает процедуру усыновления проще и разумней и убирает ненужные барьеры, которые мешали обрести сироте любящую и заботливую семью. Гораздо большее значение в усыновлении будет иметь не бюрократическая инструкция, которая, естественно, не может предположить всех жизненных ситуаций, а суд. Ему и предстоит решать, кто более годится в отцы-матери, и что ребенку лучше - идти в детдом или остаться, например, со старшей незамужней сестрой. Действующий закон делал второй вариант весьма проблематичным. Законопроектом исключается жесткое требование, согласно которому усыновитель, не состоящий в браке, должен быть старше ребенка не менее чем на 16 лет. Суд в каждом конкретном случае должен определить, позволит ли та разница в возрасте, которая имеется между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, обеспечить ему полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Если у суда возникнут по этому поводу сомнения, он вправе отказать в усыновлении.

Правительственный законопроект сокращает время для вступления судебного решения об усыновлении в силу, когда можно подавать апелляцию, с 30 до 10 дней. Дело в том, что весь этот месяц ребенок должен был оставаться в детдоме, и, как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, затянувшееся ожидание "негативно сказывалось на его психологическом состоянии и затрудняло процесс его адаптации в семье усыновителей". Кроме этого, законопроект увеличивает с одного месяца до полугода срок, который ребенок может находиться под временной опекой, пока решается вопрос о его дальнейшей судьбе, если "помещение его в организацию для детей-сирот" по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно. Причем, если нужно, этот срок может быть продлен до восьми месяцев.

Законопроект избавляет от необходимости проходить перед усыновлением специальную подготовку людям, желающим принять в свою семью сироту, если они уже имеют успешный практический опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. И освобождает опекунов и попечителей от обязанности ежедневно вести учет и фиксировать расходы на каждодневные нужды подопечных (продукты питания, предметы первойнеобходимости, ремонт одежды и обуви, лекарства и прочие мелкие бытовые расходы). Авторы законодательной инициативы посчитали, что лучше то время, которое опекуны и попечители тратят на сбор платежных документов, расписок, подтверждающих такие расходы (это "в ряде случаев сделать затруднительно"), они используют непосредственно для развития несовершеннолетнего подопечного, его воспитания или ухода за недееспособным.

Законопроект значительно увеличивает единовременное пособие при передаче на усыновление ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами. Это пособие составит 100 000 рублей на каждого такого ребенка. По действующей норме размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - 8 000 рублей. В 2013 году, с учетом индексации, оно составило 13 087,61 рубля. Необходимость столь солидной материальной поддержки для усыновителей, которых не испугают сложности воспитания "проблемного" ребенка, подтверждается статистикой, приведенной в сопроводительных документах к законопроекту: в 2011 году гражданами РФ, постоянно проживающими в России, было усыновлено 7 434 ребенка. Из них только 38 (0,5% от общего числа усыновленных) - дети-инвалиды, 466 детей (6,2% от общего числа усыновленных) старше 7 лет.

Между тем, по информации, содержащейся в государственном банке данных, из 119 070 детей, оставшихся без попечения родителей, 14 543 - это дети-инвалиды, 83 931 ребенка старше 10 лет, 72 322 - имеют несовершеннолетних братьев и сестер. Так что для выплаты единовременных пособий возможным усыновителям потребуется выделение дополнительных денег из федерального бюджета. По расчетам - 437 932,3 тыс. рублей в 2013 году, 518 256,1 тыс. рублей - в 2014-м и 579 483,4 тыс. рублей в 2015 году. Эти средства предполагается предусмотреть при внесении изменений в действующий федеральный бюджет, которые Госдума может рассмотреть в весеннюю сессию. Тем не менее вступление в силу статьи об увеличение размера единовременного пособия планируется с 1 января 2013 года. А весь закон в случае его принятия начнет действовать со дня его официального опубликования.

Правительство внесло вчера в Госдуму законопроект с поправками в Налоговый кодекс РФ, также направленный на реализацию Указа президента 28 декабря 2012 года "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Законопроект предусматривает увеличение стандартного налогового вычета для родителей и усыновителей с каждым прибавлением в семье.