Пока же стоимость авиабилетов для многих, даже несмотря на субсидирование ряда внутренних маршрутов, не по карману.
Для того чтобы права граждан соблюдались, в том числе и при задержке или отмене рейсов, в России решено создать новую Общероссийскую общественную национальную ассоциацию авиапассажиров. Уже через неделю инициаторы проекта, среди которых члены общественных советов при Росавиации, Ростуризме, обещают, что в Интернете появится ресурс организации. Прорабатывается соглашение о взаимодействии с минтрансом, адвокатами. Для лоббирования законодательных инициатив в нее войдут и депутаты. Замглавы Ростуризма Евгений Писаревский подчеркнул, что такое объединение - важная государственная задача, "поэтому Ростуризм поддержит эти инициативы".
И через сайт ассоциации авиапассажиры смогут обратиться за помощью. "У нас начнет работать своя "горячая линия". Мы будем давать советы тем, кто не знает, как вести себя в том или ином случае с авиакомпанией", - пообещал заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб.
В то же время, по мнению замначальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светланы Мухиной, права пассажиров будут еще больше ущемлены, если в России примут закон о "невозвратных" билетах. "Роспотребнадзор уже два года пытается противиться их введению. Та форма, в которой их пытаются ввести, недопустима с точки зрения Конституции. В ней нигде не написано, что рентабельность бизнеса должна решаться за счет ущемления прав граждан", - отмечает Мухина. По ее прогнозам, при введении "невозвратных" тарифов авиакомпании в рекламных целях понизят цены на билеты, но потом вернут старые расценки, потому что государство по существующей редакции законопроекта не обязано лимитировать количество таких билетов. И все они могут стать "невозвратными". В этом случае введение дешевых тарифов очень опасно, предостерегает Мухина. И настаивает, что нормативные акты не должны приниматься без потребительской экспертизы, чтобы исключить ущемление прав потребителей.
Еще одна важная проблема, с которой намерены бороться авиапассажиры, - дебоширы на борту. Ассоциация намерена выработать свою модель обеспечения безопасности во время полета и обещает не ущемить права людей, которые просто боятся летать, поэтому и выпивают перед тем, как подняться на борт. Идея легализации "черных списков" дебоширов кажется экспертам вполне разумной. Но они должны создаваться на основании протоколов о правонарушениях, по суду. И не авиакомпаниями, а Росавиацией, считают эксперты. Также надо решить проблему чартерных рейсов. Пока нет гарантий, что пассажиры не станут заложниками финансовых отношений между авиакомпаниями и туроператорами. Здесь нужны поправки в законодательство, которые бы их дали, настаивают эксперты.