Перед мероприятием глава правительства посетил в подмосковном Лыткарино Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова. В России только здесь осуществляют комплексные научные исследования и разработки в области авиационных двигателей. Это и фундаментальные исследования физических процессов, и доводка новых изделий до эксплуатации.
Практически все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института, который был основан еще в 1930 году. Медведеву рассказали, что за все время работы учреждения было испытано около 900 различных двигателей. Чтобы убедиться в серьезности этих слов, премьер прошел по цехам института, где установлено различное оборудование, а также образцы производимой продукции и испытываемых агрегатов. Глава правительства увидел разнообразные испытуемые двигатели: для "Суперджет 100", истребителей МиГ, боевых вертолетов. Среди них был выставлен и новейший зачехленный образец, который установят на истребитель пятого поколения Т-50. Но особенно премьера заинтересовали работы над новым двигателем ПД-14 для самолета МС-21. В этом агрегате используются самые инновационные разработки, а к его созданию привлечены ключевые предприятия страны. Медведеву показали образец лопатки двигателя для этого самолета: выполненная из титана, она полая изнутри, что никак не сказывается на ее прочности: деталь должна выдерживать попадание 9-килограммового альбатроса при нахождении самолета в воздухе.
"Двигатель - сердце самолета, от него зависит востребованность этой продукции", - начал совещание Дмитрий Медведев, покончив с осмотром двигателей. Правда, ему пришлось признать, что проблем в отрасли по-прежнему много, хотя несколько лет назад она вообще находилась на пороге банкротства. В 2012 году только по Объединенной двигателестроительной корпорации долг составил более 160 миллиардов рублей. Есть проблемы и с производительностью труда, и с излишними производственными фондами, и с устаревшим оборудованием, и с кадрами.
Впрочем, как бы то ни было, кризис постепенно преодолевается. По мнению премьера, дальнейший прогресс невозможен без стремления к максимальной локализации производства. Сейчас завершается формирование корпорации, в которой сконцентрированы основные заводы по производству двигателей для авиации. По словам Медведева, процесс этот идет непросто, но в прошлом году объединенная двигателестроительная корпорация выпустила более тысячи новых двигателей и произвела ремонт 862 двигателей.
Глава правительства убежден, что необходимо и дальше активно менять само производство и диверсифицировать его. Речь, в частности, идет об увеличении доли двигателей для гражданской авиации и организации производства непрофильных газотурбинных установок для энергетики. "Кооперация очень важна, но в то же время мы должны снижать зависимость от импортных материалов и комплектующих. И, конечно, должны стремиться к тому, чтобы на 100 процентов локализовать производство", - подчеркнул руководитель кабмина.
Появление дальнейших успехов, естественно, невозможно без госвмешательства. Власти и ранее оказывали серьезную поддержку предприятиям отрасли: в 2008-2012 годах только на реализацию гражданских проектов предприятиям двигателестроения было выделено более 71 миллиарда рублей, еще 43 миллиарда были предоставлены в виде госгарантий. Теперь же, по словам Дмитрия Медведева, на поддержку авиационной промышленности в 2012-2025 годы выделят около 70 миллиардов рублей, не считая средств, которые будут направлены по программе модернизации ОПК. Эти меры помогут увеличить к 2018 году прибыль от продажи авиатехники вдвое, а также поставить на внешние и внутренние рынки более 230 самолетов и свыше 400 вертолетов.
После совещания вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что контракты по обслуживанию в течение полного жизненного цикла вооружения и военной техники будут заключены в рамках гособоронзаказа на 2013 год, то есть до 15 апреля. Кроме того, ремонтные предприятия минобороны будут переданы в ведение головных предприятий оборонно-промышленного комплекса. По мнению Рогозина, это позволит снизить расходы и повысить качество ремонта вооружения и военной техники.