Андрей Владиславович, Паша Бровкин, воздушный дебошир-бизнесмен из Саратова, посчитавший, что ему тоже можно все - что это? Наша отличительная черта, когда от миллионов кружит голову и кажется, что тебе можно все? Или элементарное отсутствие воспитания? И какую роль в нашем современном обществе играет воспитатель?
Андрей Юревич: С начала 1990-х воспитание было изъято из числа функций образования, которые оказались сведены к так называемому "оказанию образовательных услуг населению", в результате чего педагоги из воспитателей превратились в обслуживающий персонал, во что-то наподобие официантов.
Воспитатели и учителя сегодня жалуются на своих подопечных: не знают слов "нет" и "нельзя", взрослых не слышат и не слушают, совершенно неуправляемы. На ваш взгляд, современные дети действительно такие уж "плохиши"?
Андрей Юревич: Оговорюсь сразу: не все, но многие современные дети, действительно, в грош не ставят педагогов, видя в них лишь "обслугу" и даже не оставляя за ними права на плохие оценки. Во многих наших школах педагогам не только отвечают матом и грубостью, но и избивают их за те же плохие оценки. Многие школьники и даже студенты, главной ценностью считают свободу, которую понимают как полное отсутствие запретов и ограничений. Они на самом деле не признают слов "нет" и "нельзя", крайне агрессивно реагируя на любые попытки ограничения их свободы, которые неизбежны в любом нормальном обществе. Типичным для нашего подрастающего поколения стал отказ от понятий Добра и Зла, их заменили понятия "круто - не круто", "выгодно - не выгодно" и т. п. (Об этом свидетельствуют исследования, проводимые Институтом психологии РАН).
А что же родители?
Андрей Юревич: Родители, как правило, занимают сторону своих чад, нередко угрожают учителям, а иногда и устраивают физическую расправу над ними (эти случаи достаточно известны из наших СМИ).
Можете объяснить, почему такое родительское поведение стало вообще возможным?
Андрей Юревич: Родители тех, кто сейчас учится в наших школах, - это "дети 1990-х и 2000-х", применяющие преимущественно криминальные способы разрешения конфликтов, которые уже два десятилетия характерны для нашего общества. В этом плане между нашей школой и, скажем, Большим театром нет принципиальной разницы: конфликты разрешаются так, как принято в криминализированном обществе. Нежелание слушать советы, а тем более наставления учителей, тоже в духе представителей этого поколения, для которых главное - чтобы в их дела никто не вмешивался. Дети у нас не поддаются контролю со стороны педагогов, потому что их родители не контролируются обществом и государством. Как выразился один наш известный педагог: "Раньше, когда мне нужно было вызвать родителей ребенка в школу, я звонил им на работу. А теперь куда мне звонить - на Митинский рынок или в офшор на Кипре?".
Ситуация в наших школах - зеркало ситуации в нашем безнравственном и бесконтрольном обществе, и по-другому быть не может, ведь школа - это часть общества. Как обстоят дела в продвинутой Европе?
Андрей Юревич: В Европе, особенно Западной, все не так дико, но некоторые характерные для нас тенденции проявляются и там. Например, исследования показывают, что более половины жителей западноевропейских стран боятся подростков, считая, что от них можно ожидать любых пакостей.
Система воспитания там по-прежнему, как и в стародавние времена основана на сочетании "кнута" и "пряника", в роли "пряника" выступают деньги, подарки, развлечения, в роли "кнута" - лишения всего этого, а, скажем, попытки физического наказания детей наталкиваются на сверхжесткое сопротивление ювенальной юстиции. При этом родителям, естественно, психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной".