Неполадки в работе локатора могут лишить жилья двести семей в Саратове

Волжский районный суд Саратова вынес решение о сносе двух многоэтажек, построенных в районе аэропорта на Соколовой горе. Как выяснилось, дома мешают работе радиолокатора и создают угрозу безопасности полетов самолетов. Это решение суда шокировало двести семей, которые успели приобрести в новостройках квартиры.

Жители рассказывают: о том, что по этим домам уже год идет разбирательство, они узнали накануне вынесения решения суда. Ни застройщик, ни власти, ни другие участники процесса их заранее не предупредили. Недавно людей вызвали в суд, чтобы привлечь к участию в деле в качестве третьей стороны, а уже на следующий день судья огласила решение: демонтировать десятиэтажки "безопасным способом".

В домах, как рассказали жильцы, обратившиеся в нашу редакцию, только однокомнатные квартиры. Среди дольщиков много людей небогатого достатка, в том числе молодых семей, для которых покупка квартиры в новостройке - единственный способ решить жилищную проблему.

- Мы приобрели эту квартиру прошлой весной, мечтали о ней всю жизнь. Долго копили деньги, и все равно пришлось брать кредит. Расплачиваться предстоит еще четыре года, хотя теперь не понятно за что. Ведь неясно, что будет с нашей квартирой, - говорит жительница Саратова Ольга Евдокимова.

Дольщики до сих пор не могут поверить в официальную версию: дома мешают работе аэропорта, поскольку при покупке жилья их убедили, что все документы у застройщика в норме.

- Для меня главным документом является разрешение на строительство, а с ним у нашей организации все в порядке, - по-прежнему заявляет заместитель гендиректора компании, возводившей дома, Владимир Зинин.

А экс-руководитель предприятия, ныне депутат Саратовской облдумы, Алексей Сергеев вообще изумил саратовцев, заявив, что "перекладывание ответственности" на строительную организацию якобы вызвано... политическими интригами.

В свою очередь в администрации Саратова, которая не только выдала разрешение на строительство, но и в декабре прошлого года приняла дома в эксплуатацию, сетуют на якобы имеющееся противоречие в законодательстве. Мол, в Градостроительном кодексе РФ, где перечислены все обязательные документы для получения разрешения на строительство, ничего нет о согласовании со службами аэропортов. Правда, есть еще Воздушный кодекс РФ, в котором указывается необходимость такого согласования, когда строительство ведется на приаэродромной территории (ее радиус - 30 километров).

- Строительная организация получила заключение специалистов, что полетам самолетов дома не помешают, - говорит заместитель главы администрации Саратова по градостроительству Александр Буренин.

В то же время, как считают чиновники, представители саратовского авиационного предприятия и государственного центра организации воздушного движения, в чьем ведении находится локатор, якобы сами виноваты, поскольку своевременно не предоставили информацию о зонах, где действуют ограничения на строительство.

- Еще в 2008 году был принят генеральный градостроительный план Саратова, после чего все предприятия должны были предоставить информацию по строительным ограничениям в связи со своей производственной деятельностью, однако половина из них, в том числе авиапредприятие, этого не сделали, - заявляет Буренин.

Между тем представители саратовского авиационного предприятия представили в суде документы, что с 2005 года много раз обращались в администрацию города, областное министерство строительства и ЖКХ и непосредственно к застройщику с требованием согласовать строительство этих многоэтажных домов.

- Строительная организация действительно получила заключение, что возводимые дома не являются летным препятствием, однако оценки о влиянии их на работу радиолокационного маяка сделано не было, - объясняет помощник Саратовского транспортного прокурора Александр Сотников.

В прошлом году транспортная прокуратура уже привлекала строителей к ответственности за допущенные при возведении домов нарушения.

Как подтверждает начальник Саратовского центра организации воздушного движения Константин Сурков, существует два выхода из ситуации: один из них - демонтаж домов, другой - перенос радиолокатора. К такому выводу пришли и специалисты, проводившие судебную экспертизу по данному делу.

Только после того как суд вынес решение и возникла непосредственная перспектива сноса двух "десятиэтажек", в ситуацию вмешались областные власти.

Исполняющий обязанности областного министра строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин заявил, что правительство области не допустит появления в регионе еще двухсот обманутых дольщиков и что сторонам необходимо искать компромисс.

После этого заместитель гендиректора предприятия Владимир Зинин на встрече с долевыми участниками строительства домов пообещал, что застройщик готов вести переговоры и, "если на это придется пойти", взять на себя перенос радиолокатора. По подсчетам бизнесмена, это может обойтись в 70 миллионов рублей. Правда, когда дольщики предложили подтвердить взятое на себя обязательство письменно, Зинин отказался это сделать.

Между тем предпринимателя Алексея Сергеева, который построил злополучные дома, коллеги по областной думе выбрали председателем комитета... по жилищной, строительной и коммунальной политике. Как говорится, комментарии здесь излишни.

Комментарий

Александр Пономарев, заместитель Южного транспортного прокурора:

- Думаю, никто не хочет, чтобы люди лишились своего жилья. Для нас важно, чтобы были решены и вопросы безопасности при полетах самолетов, и чтобы дольщики этих домов не пострадали. Другое дело, эту проблему можно было решить давно. Прежде чем прокуратура обратилась в суд, мы собирали заинтересованные стороны, однако тогда разрешить ситуацию не удалось. Последний раз я проводил такую встречу несколько месяцев назад, руководитель строительного предприятия не приехал, прислал своего зама. Тот выслушал, этим все и закончилось. Что касается чиновников, была ли ими при выдаче разрешения на строительство допущена халатность, проверка этого не входит в компетенцию транспортной прокуратуры, этим должны заниматься правоохранительные органы.