Особенно привлекают молодых коммерсантов интернет-проекты. Социологическая служба "Левада-Центр" и сообщество предпринимателей "Бизнес-Молодость" опубликовали совместное исследование, в котором рассказывается о том, что представляют собой начинающие бизнесмены.
Меньше всего желающих потратить свои "кровные" на благотворительность. Хотя на Западе такие вложения очень распространены, рассказал "Российской газете" представитель "Бизнес-Молодости" Александр Банкин. Иностранцы расценивают расходы на благотворительность как своего рода инвестиции, ведь их именами потом называют библиотеки, университеты, школы. Но в России подобные инициативы - пока экзотика.
В целом портрет начинающего бизнесмена выглядит так. Это мужчина в возрасте 20-29 лет, имеющий высшее образование, завсегдатай разных тренингов и семинаров. Он провинциал и довольно скромно зарабатывает - до 30 тысяч рублей в месяц. Зато имеет собственный бизнес, видимо, туда все деньги и уходят.
Будущие биллы гейтсы и дональды трампы - настоящие трудоголики. Большинство из них уверено, что занять место под солнцем можно только благодаря упорной работе. На удачу мало кто полагается. Молодые коммерсанты являются настоящими патриотами. 84 процента опрошенных считают, что в России имеется больше возможностей для достижения успеха, чем на Западе. Что, правда, не мешает половине предпринимателей подумывать о том, чтобы перебраться жить за границу.
Прирожденных бизнесменов среди опрошенных почти нет. Половина из них занимается бизнесом, чтобы обеспечить себе и своей семье приемлемый образ жизни. К тому же им это занятие по душе.
Любопытно, что 63 процента молодых коммерсантов грезят интернет-торговлей. "Это можно объяснить тем, что опрос проводился среди молодых бизнесменов из достаточно крупных городов, а все эти люди "интернетизированы", - объясняет президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Но сетевой ретейл - нелегкий бизнес и начинающие предприниматели часто обжигаются на нем. По словам эксперта, все крупные интернет-проекты в России планово убыточны (то есть в прибыль они выйдут, но не сразу). А карликовые онлайн-магазины приносят прибыли меньше, чем киоск с шаурмой.
Но про такую рентабельность молодые коммерсанты, понятное дело, и слышать не хотят. Почти пятая часть опрошенных рассчитывает на заработок от 3 миллионов рублей в месяц и выше.
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций:
Для того чтобы открыть бизнес в Интернете, необходимо соответствующее техническое оборудование, а главное, готовая база клиентов.
Но есть другие варианты. Сегодня банки позволяют взять кредит под грамотно составленный бизнес-план, залог необязателен. Что можно сделать с этими деньгами? Назову навскидку четыре варианта.
Первый - открыть розничный магазин. Горизонт окупаемости здесь - 3-4 года. Главное, не связываться с криминальными направлениями наподобие шиномонтажа и т.п. Второй - сфера услуг. Те же парикмахерские довольно быстро окупаются. Главное, чтобы был высокий человекопоток, на отшибе сидеть бессмысленно. Здесь важно завоевать клиентов профессионализмом, различным дополнительным сервисом, чаем-кофе.
Третий - ресторанный сектор. Несмотря на то что он требует особых навыков, тут тоже есть возможности для начинающих коммерсантов. Например, малые формы - кафе, бистро и т.п. Они не слишком затратны. К тому же можно воспользоваться возможностью франшизы. И, наконец, четвертый - сфера развлечений. Тут широкий простор, начиная от экскурсионных программ, которые можно организовывать с помощью социальных сетей, и заканчивая командными спортивными мероприятиями.