Так ведомство отреагировало на предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая еще в ноябре прошлого года выступила с этой инициативой. Подобная мера, по мнению ФАС, будет способствовать развитию конкуренции на рынке лекарств и снижению цен на них. Она уже включена в утвержденный правительством план мероприятий "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" на 2013-2015 годы. Кроме того, с января следующего года за нарушение этого требования будет введена административная ответственность. Так что министерство готовит приказ даже с опережением мер, запланированных правительством.
Выходя на рынок, любое лекарство получает два имени - одно торговое (бренд), которое может быть защищено патентом, а второе - международное непатентованное, которое по сути является химическим названием его действующего вещества.
Решение указывать в рецептах только МНН, по мнению чиновников, позволит избежать лоббирования одних лекарств в ущерб другим с аналогичным действующим веществом. Неслучайно это правило уже применяется при закупках лекарств по госзаказу - формировать лоты на аукционы можно только по МНН, что позволяет снять обвинения в протекционизме и коррупции и существенно экономить бюджетные средства, так как препараты-копии дешевле оригинальных брендов. Соответствующую норму давно рекомендовала и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Но эксперты называют целый ряд возможных проблем. Это и лишение врача права выбора лечения, и возможный риск от того, что далеко не все дженерики обладают надлежащим качеством, а у нас в стране отсутствует доказательная база по биоэквивалентности зарегистрированных дженериков.
Гарантией высокого качества произведенных лекарств являются стандарты GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащей производственной практики. - Ред.). Однако производством по этим стандартам располагает, по разным оценкам, лишь от 10 до 25% российских производителей. Кроме того, существуют целые группы современных лекарств, которые не считаются взаимозаменяемыми, несмотря на одинаковый состав. А ряд комплексных препаратов имеет столь сложный и уникальный состав действующих веществ, что его невозможно расписать на рецептурном бланке, либо невозможно указать с использованием МНН. Не ударит ли запрет на назначение препаратов по торговым наименованиям по пациентам?
Олег Медведев, заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ, профессор:
С одной стороны, элемент разумности в этих решениях есть, с другой - врача лишают права выбора препаратов. К сожалению, даже лекарства с одним действующим веществом, но с разными вспомогательными и даже балластными компонентами, могут серьезно различаться по эффективности - и это большая проблема, которую врачи неслучайно обсуждают на международных форумах. Важно, чтобы взаимозаменяемость препаратов имела серьезную доказательную базу. С другой стороны, при назначении по МНН легче проверять и контролировать эффективность лечения.
Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого Московского государственного медицинского университета, профессор:
Всемирная организация здравоохранения исходит из того, что если дженерик допущен на рынок, это означает, что он взаимозаменяем с оригинальным препаратом, - напоминает. - А в США, к примеру, есть разные градации взаимозаменяемости, разработаны ее критерии. У нас эта система пока работает не в полном объеме. С учетом как неоднородного уровня подготовки наших врачей и провизоров, так и разного уровня организации фармпроизводств, с введением этих норм могут возникать проблемы. Чтобы они хорошо работали, им нужна серьезная информационно-образовательная поддержка, постоянное обучение врачей и провизоров по темам взаимозаменяемости, эквивалентности.
Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, доктор медицинских наук:
Может быть, эти меры и на пользу конкуренции, но нередко на экспертных советах отечественные производители борются за включение своих препаратов в различные перечни, доказывая, что они содержат те же действующие вещества, что и импортные. Однако не могут объяснить, почему же тогда их продукция не поступает за зарубежные рынки. В понятие взаимозаменяемости во всем мире входят такие элементы, как терапевтическая и фармакологическая эквивалентность, форма выпуска, способ введения и т.д. Но если у нас перечень взаимозаменяемых лекарств будет составлять комиссия из чиновников минздрава и ФАС, а не клиницисты, то можно ли ему доверять? Считаю, что это - выражение недоверия врачам, а как можно лечить без доверия и самостоятельности врача? Наверняка будет много жалоб от пациентов, а чиновникам придется заниматься отписками.
Василий Груздев, директор по работе с органами госвласти и связям с общественностью компании "Сервье":
С введением новой системы существенно возрастет влияние аптечных сетей, так как пациенты будут спрашивать совета провизора, какой конкретно препарат приобрести в рамках выписанного врачом МНН. То есть новые правила выписки рецептов, легитимным образом сделают именно провизоров, а не лечащих врачей основным институтом, обеспечивающим пациентов конкретным рекомендациям по выбору лекарственного препарата.