Победителей ждали приз зрительских симпатий и приз жюри. Зрители предпочли ролик Филиппа Буянова, позиционирующего книгу как пищу для ума. А вот жюри удалось удивить собравшихся. Третье место отвели, казалось бы, идеальному буктрейлеру Станислава Ефанова "Молюктеб. Книга-ловушка" (автор ролика, кстати, сам же и автор произведения). Его двухминутный сюжет, единственный из представленных, абсолютно подходит для рекламы книги: в меру загадочный, в меру интригующий. Увы, жюри посчитало иначе.
Второе место у ролика "социального". Это "Красная книга России" Дарьи Литвишко. Экологов это порадует безмерно, но рекомендовать эту книгу - вряд ли.
Первое место у Айгюн Гадымовой - за короткую экранизацию книги "Пена дней" Бориса Виана. Ролик, потрясающе передающий атмосферу произведения. В этом, собственно, - главное его достоинство.
В качестве десерта собравшимся подали буктрейлер, не участвующий в конкурсе, но получивший специальный приз от Бюро 17 - "Жук", по мотивам произведения Франца Кафки "Превращение" Максима Валькова. Это своеобразный треш, где главного героя Грегора, режиссер представляет то в жанре ужастика, то детектива, то мелодрамы, а потом и вовсе скетча и мюзикла. Тем, кто книгу читал,- просто забавно. Тем, кто, увы, в руках ее не держал, - интересно: как все-таки оно у Кафки на самом деле было.
В итоге после раздачи призов вместо радости от самой идеи подобной рекламы книги, которая сейчас очень модна в Европе, и от просмотра абсолютно разных роликов, не столько эмоции от просмотра, сколько вопросы, вопросы и к режиссерам, и к организаторам, и к членам жюри.
Зачем нужны эти ролики, ведь получается, мы выявляем в большей степени талантливого режиссера, а не ищем способ рекламировать книгу. В основном ребята выбирают классику, - а зачем запускать рекламу давно всем известного? Но и это не все. Вряд ли найдутся средства на то, чтоб запустить подобные сюжеты на телевидение... Может, издательствам выдавать режиссерам рукописи готовящихся к изданию книги, а потом запускать снятые по ним ролики хотя бы на книжных ярмарках? Сейчас известно лишь, что победитель подпишет контракт с издательством "Азбука-Аттикус" на съемку буктрейлера к новой книге Джоан Роулинг "Случайная вакансия". Это здорово! Но капля в море...
Буктрейлер как явление пока выглядит некой "обманкой", потому что сути произведения не доносит. Просмотрев ролики финалистов, понимаешь, что создатели даже не пытались вникнуть и выбрать самое вкусное местечко в книге, чтобы подать его поаппетитнее. Вот и получается пока чаще всего - кушать подано, а есть-то уже и не хочется...
Павел Лунгин, сценарист, режиссер
Наши фильмы сейчас стали распадаться на новеллы сначала по двадцать минут, потом по пятнадцать, по десять... Потому что зритель перестал считывать 1,5-часовой сюжет. Он не понимает, что было вначале и почему так все закончилось. Поэтому эти маленькие фильмы о книге надо делать, чтобы люди смотрели большие фильмы не про книги, а про людей. Только книги учат нас думать, жить и понимать. У кино другие задачи - оно учит чувствовать. Поэтому - да здравствует буктрейлер.