По закону Швеции от 2006 года налог на общественное ТВ платит каждый, кто имеет к нему доступ. Сумма не зависит от числа телеприемников в домохозяйстве или от того, смотришь ли ты телевидение, или слушаешь радио. Ставка фиксированая - 173 кроны($27) с человека в месяц. Однако до этой недели налог платили только обладатели телевизоров, закон не распространялся на владельцев смартфонов и планшетов с выходом в Интернет.
Теперь, чтобы найти новых плательщиков, тех, кто раньше смотрел ТВ бесплатно, агентству по сбору ТВ-налогов придется опросить всех граждан, которые до сих пор не числились в его базе. Обладателям гаджетов новая инициатива не понравилась, и несколько жителей Швеции уже обратились в парламент с жалобами на незаконность налога. Ведь теперь их устройства облагаются такой же ставкой, как и телевизоры, и эта сумма сопоставима со стоимостью месячной подписки на сетевой видеосервис Netflix, который осуществляет онлайн-трансляцию популярных фильмов и телешоу. Но если контент Netfliх можно купить по желанию, то налог платить нужно обязательно, даже если не смотришь Интернет-ТВ.
Крупнейший независимый провайдер страны Bahnhof предлагает тем, кто не желает платить налог, обойти эту норму по-другому. Компания создала программу TV Stoper, которая блокирует на устройстве доступ к интернет-версиям общественного телевидения. По мнению гендиректора Bahnhof Джона Карланга, наличие такой программы служит достаточным юридическим основанием для отказа от выплат.
Налог на приемники - один из главных источников финансирования общественного телевидения во многих странах Европы, например, в Дании, Германии и Великобритании. Но страны продолжают разрабатывать его. Швеция - не первая страна, где начали собирать ТВ-налог с владельцев компьютеров, ранее такой механизм запустили в Дании, на этом настаивает и британское BBC. Телевизионный сбор позволяет общественным средствам массовой информации не вставлять в свои передачи коммерческую рекламу.
Кроме обложения налогом владельцев гаджетов, Шведская государственная ассоциация телевещателей ищет другие способы, как увеличить бюджет общественных СМИ. Чтобы привлечь зрителей к выплате налогов, в 2009 году им дали возможность создать "благодарственный фильм" о себе. Для этого нужно загрузить свою фотографию на сайт "Make A Thank You Movie", и она появится на уличных билбордах, сопровождаемая словами "Ты герой", "Мы благодарим этого человека за то, что дал нам новые перспективы, выбор, альтернативу единообразию", "Мы обязаны этому человеку за то, что он сделал обычный день чем-то особенным" и так далее. Эти слова адресованы тому, кто заплатил свой взнос за телевидение.