В Хабаровской драме произошла революция

В Хабаровске определили новых лауреатов Губернаторского конкурса. Но по традиции их имена будут объявлены только перед Днем театра 27 марта.

Театральный Хабаровск долгое время стоял особняком, жил изолированно. В последние годы ТЮЗ все чаще начал выезжать на фестивали, Музыкальный театр дважды побывал на "Золотой маске" и получил три премии. Авторский театр "КнАМ" Татьяны Фроловой из Комсомольска-на-Амуре много гастролирует, известен не только в России, но и на Западе. Комсомольская драма побывала на Фестивале малых городов в Лысьве, и ее сразу отметили критики.

Каковы же итоги прошедшего года?

Креативные тюзовцы, возглавляемые художественным руководителем Константином Кучикиным, осуществили множество проектов, затеяли, например, проводить по вечерам перформансы в высоких арочных окнах театра для изумленных прохожих. Яна Тумина, работающая с АХЕ, поставила у них визуально-поэтический спектакль "Другое солнце" на основе японских хокку. Немецкий режиссер Ральф Хензель - "Юдифь" немецкого романтика Геббеля. А режиссер Наталья Ференцева - захватывающий спектакль-игру "Счастливый Ганс", в которой дети валяются на одеялах, кидаются подушками, активно помогают героям и размышляют о том, что такое счастье.

Остросоциальный спектакль "Я есть" "КнАМа" - о памяти человека, народа, государства. Это гражданское высказывание, для которого найдена авангардная форма - четкая и страстная.

Не во всех театрах на этот раз случились удачи.

А вот в Хабаровской драме произошла настоящая революция. Еще два года назад ситуация там была безотрадная. Но пришел новый директор - Николай Евсеенко, пригласил нового главного режиссера - Владимира Оренова, и театр преобразился. В труппе появилось много молодежи, артисты запели, затанцевали, начали работать не только в привычной для себя реалистической манере, но и в условно игровой, эксцентрической. В репертуаре - новые интересные названия ("Сказки женщин" Маши Рыбкиной, "Виктория" А. Червинского, "Убийца" А. Молчанова, "Отелло" Шекспира). Главное же впечатление - "Широколобый", инсценизация главы романа Фазиля Искандера "Сандро из Чегема", история буйвола, не знающего, что его везут на бойню. Оренов наполнил сцену кипящей жизнью - в спектакле занята большая часть труппы, артисты стилистически точны, внимательны к слову и сосредоточены в его осмыслении, действенны, азартны в танце и пении. Конкретная история Широколобого - упрямого, благородного, гордого, живущего в несвободе, но умирающего свободным - перерастает в метафору советско-российского общества и - шире - в метафору мира, где все существа, люди и звери, получили в дар жизнь, но обречены умереть. В спектакле много смешного, поэтичного, а трагический финал исполнен света.

"Главный" в городе репертуарный театр драмы, или ТЮЗ, или маленький негосударственный театрик - когда есть лидер, со своей идеей и эстетикой, умеющий создать команду и живущий своим делом, театральные события неизбежны.

Недаром главная номинация Губернаторского конкурса так и называется: "Событие".