На заседании рабочей группы по разработке Стратегии развития пенсионной системы при министерстве труда и соцзащиты состоялось первое открытое обсуждение нового подхода к расчету трудовой пенсии.
Эксперты попытались найти компромиссное решение, по возможности выполнив поставленные перед ними задачи: с одной стороны, уменьшить дефицит Пенсионного фонда, снизить трансферты из федерального бюджета. С другой стороны, сделать это, не повышая пенсионный возраст, не урезая размер пенсий, продолжая их индексировать. Еще одно условие - не увеличивать при всем том налоговую нагрузку на работодателей... "Вводные", мягко говоря, непростые.
"Лично я ничего плохого не вижу в том, чтобы стремиться закрыть дыры в Пенсионном фонде, - констатировал министр труда и соцзащиты Максим Топилин. - Это нормальная задача - согласовать имеющиеся обязательства с ресурсами, которые поступают в пенсионную систему".
Экономить на ком-то одном -значит, резко ущемить в правах либо бизнес, либо нынешних. либо будущих пенсионеров. Поэтому решать задачу предлагается по принципу "с миру по нитке". То есть директивно возраст повышать не будут, но поощрят позднее оформление пенсии. Страховой тариф не повышают, но расширяют налогооблагаемую базу -поднимают "потолок" заработка, с которого взимается максимальная ставка (22%). Пенсионерам обещают сохранить нынешний уровень пенсий. Представляя формулу, замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин сказал, что конвертация заработанных пенсионных прав не приведет к их снижению. Но тем не менее рассматривается возможность ограничить выплаты (не платить базовую пенсию) работающим пенсионерам. Минфин в свое время, напомним, настаивал на полной отмене пенсионных выплат продолжающим работать гражданам.
В новой системе предлагается вернуться к "трехчастной" пенсионной системе и выплачивать:
1) базовую пенсию - аналог нынешнего фиксированного базового размера страховой пенсии (ФБР). Базовая пенсия - это гарантированный минимум, который государство обязано обеспечить при соблюдении минимальных условий "вхождения" в пенсионную систему (стаж, возраст, перечисление взносов);
2) страховую пенсию, размер которой будет зависеть от стажа и заработка (уплаченных с него пенсионных взносов), а также общеэкономической ситуации в стране. Рассчитываться страховая пенсия будет исходя из суммы коэффициентов личного участия работника в системе;
3) накопительную пенсию - аналог нынешней накопительной части.
К вопросу о накопительных пенсиях, вызывавшем столько споров, еще предстоит вернуться. Пока же эксперты сосредоточились исключительно на страховой (распределительной) составляющей.
Финансирование базовой пенсии предлагается передать федеральному бюджету. На "старте" (с 2015 года) базовую пенсию установят на уровне ФБР (сегодня это 3495 руб.) Предполагается сохранить ежегодную индексацию "базы" - с 1 апреля.
Предлагается также ввести повышающие базовую пенсию коэффициенты при более позднем выходе на пенсию. Если пенсия оформлена на год позже - БП вырастет на 5,6 процента, на два года - на 12 процентов, три года - 19 процентов и т.д. Максимальная "переработка" в 10 лет увеличит "базу" в 2,11 раза. Это - поощрение к более позднему оформлению пенсий. Однако одновременно предполагается, что через 5 лет (переходный период) базовую пенсию работающим пенсионерам выплачивать перестанут.
При расчете страховой пенсии соблюдается принцип сохранения пенсионных прав. Права, "заработанные" до даты перехода на новую формулу, фиксируются и сохраняются.
Самое сложное тут - провести "конвертацию" ранее сформированных прав, согласовав их с правилами новой формулы. Этот "подводный камень" предлагается обойти, предоставив гражданам, выходя на пенсию, рассчитать ее по "старым" правилам. (Напомним, такой опыт в нашей стране есть: одно время пенсии рассчитывались по "старому" 340-му и "новому" 113-му законам и пенсионер выбирал более выгодный для себя вариант.)
В целом же принцип формирования пенсионных прав меняется. Сейчас продолжительность работы (страхового стажа) напрямую на размер пенсии не влияет. Главное - сколько взносов перечислено. В новых условиях важно будет не только много зарабатывать "вбелую" (и платить пенсионные взносы), но и работать долго. Роль стажа растет.
Тариф пенсионных отчислений предлагается оставить на нынешнем уровне 22 %. Но при этом в 1,4 раза вырастет порог облагаемого заработка. Сейчас он равен 568 тыс. рублей в год (1,6 среднегодовой зарплаты по стране). Предлагается поднять потолок до 2,3 средних зарплат - чуть больше 1 млн рублей. При этом с заработков сверх потолка по-прежнему придется платить по "льготному" тарифу в 10%.
Получается, что общая нагрузка на фонд зарплаты, признал замминистра труда Андрей Пудов, все же вырастет на 4%. Марина Москвина, представлявшая РСПП, заметила, что для бизнеса это тяжело. Пудов парировал: эксперты учитывали не только экономические, но и социальные последствия нововведений. Поднять потолок - значит, увеличить пенсии среднему классу с доходами 1 млн. руб. Кроме того, это даст возможность сильнее дифференцировать пенсии, уменьшив "уравниловку".
Меняются и условия "вхождения" в пенсионную систему или, проще говоря, требования к работнику, дающие ему право на трудовую пенсию по старости.
Во-первых, вводится минимальный страховой стаж в 15 лет. (Сегодня 5 лет). Но не сразу, а постепенно, с 10-летним переходным периодом, чтобы работники перестроились и приспособились к нововведениям.
Во-вторых, устанавливается минимальная сумма взносов, которая должна быть перечислена за работника. Чтобы получить минимальную пенсию, нужно хотя бы 15 лет платить взносы с двух МРОТ, либо 30 лет - с 1 МРОТ.
В-третьих, эти условия дадут право и на базовую пенсию, и на страховую. Те, кто не "впишется", смогут оформить "пособие по бедности" - социальную пенсию, начиная с 60 лет (женщины) и 65 (мужчины).
Главная идея: соотносить личный заработок человека в каждый год его трудовой биографии (его пенсионные взносы) со средним заработком по стране (всеми поступлениями в ПФР), чтобы учесть личный вклад каждого. То есть будет рассчитываться индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Ясно, что при таком подходе человеку выгодно дольше работать и как можно больше получать "вбелую".
Формула выглядит так:
СП = ИПК * KвозрастаСЧ * СПК,
СП - размер страховой пенсии; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент - определяется как сумма годовых ИПК за весь страховой стаж, включая нестраховые периоды (уход за ребенком и т.д.); КвозрастаСЧ - коэффициент повышения СП при более позднем оформлении пенсии; СПК - стоимость "единичного" (равного единице) пенсионного коэффициента в конкретном году.
ИПК рассчитывается каждый год как соотношение суммы уплаченных пенсионных взносов к максимально возможному их размеру (сумме взносов, уплачиваемых с "потолка"). Кроме того, к ИПК будет применяться дополнительный коэффициент, учитывающий стаж. При стаже 30 лет - коэффициент равен 1. За каждый год сверх 30 он будет увеличиваться на 0,1. За "недоработку" - уменьшаться.
КвозрастаСЧ - надбавка за позднее оформление пенсии. Переработка в год даст бонус в 6,6 %, два года - 15%, три года - 24 %. Через 10 лет страховая пенсия вырастет в 2,32 раза.
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента будет утверждаться бюджетом ПФР в таком размере, чтобы поступающих взносов хватало на пенсионные выплаты всем пенсионерам.
Понятно, оговорились участники заседания, что это - лишь первоначальный вариант. "Проект" формулы, который будет обсуждаться и, возможно, корректироваться. В целом же, по словам Пудова, такой расчет обеспечит гражданину с 35-летним стажем работы при условии, что его зарплата все эти годы была равна средней по стране, пенсию в размере 40% от средней зарплаты в год назначения.
Представлявший ФНПР Игорь Шанин и сенатор Валерий Рязанский считают, что формула в относительных величинах (коэффициентах) слишком сложна для восприятия: "Люди привыкли считать в рублях и годах, вряд ли мы их переучим".
Недовольны профсоюзы, что не предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий работающим пенсионерам. (Сейчас каждый год с 1 августа пенсии у работающих поднимают с учетом уплаченных взносов.) Работодатели увидели в этом и ущемление своих прав: "Если взносы за продолжающих работать пенсионеров уже не идут на увеличение их пенсий, тогда надо вообще освободить работодателей от их уплаты", - предложила Москвина.
Андрей Пудов в ответ напомнил, что речь идет о солидарной системе, в которой неизбежно перераспределение части средств от высокооплачиваемых к тем, кто зарабатывает меньше, от "долгоработающих" к тем, кто выходит на пенсию раньше и т.д.
Председатель правления ПФР Антон Дроздов напомнил, что в новые правила обязательно нужно заложить ежегодную индексацию. Кроме того, эксперты обсудили, что делать, если все же в какой-либо год поступлений в ПФР будет недостаточно (это опасение высказал Владимир Зеленский из минфина). Владимир Назаров из Института Гайдара предложил на такой случай производить бюджетные трансферты, но не безвозмездно, как сейчас, а оформляя долговые обязательства ПФР. Насколько реальна такая модель в российских условиях, еще предстоит оценить.
Итак, общественное обсуждение новой пенсионной модели началось. В минтруда надеются, что принять нужные законы удастся до конца года. 2014 год оставить на "раскачку" (чтобы ПФР подготовился к новым правилам проведения расчетов), а с 2015-го уже ввести этот порядок окончательно.