Впрочем, то, что законодательную инициативу группы депутатов разных фракций, полагающих, что в России нельзя все субъекты РФ "равнять под одну гребенку", ждет нелегкая судьба, было ясно еще при первом чтении законопроекта. Многие думцы соглашались с тем, что нужно учитывать специфику региона, в том числе и национальную. Однако критиковали законопроект за то, что он может внести сумятицу в единое правовое пространство страны. Поскольку все-таки авторы законопроекта не объяснили, какой принцип должен лечь в основу этого выбора - проводить губернатора к креслу через всенародное голосование или через голосование депутатов регионального парламента. Найти этот принцип было тем более важно, что и избирателям хотелось бы понять, чем вызван такой откат к "ограниченным" выборам. И насколько он может быть связан с общей политической ситуацией в регионе.
В документе уже учтена поправка, которая избавляет главу государства от необходимости рассматривать великое множество кандидатов в губернаторы, предложенных разными политическими партиями. Первоначальный вариант расширительно трактовал возможности партий, участвовавших в распределении мандатов Госдумы или заксобрания и в связи с этим получившим право выдвигать своих претендентов на губернаторский пост. Они могли назвать президенту не менее трех своих кандидатур. А значит, если учесть растущую день ото дня многопартийность, "число возможных предложений в этой ситуации", по словам главы профильного комитета Владимира Плигина, "может быть множественное". Поэтому депутаты меняют условие: партии могут предложить президенту не более трех кандидатов.
Ко второму чтению определяется и процедура назначения губернаторского представителя в Совете Федерации. По действующим нормам, предусматривающим прямые выборы главы региона, претендент на губернаторский пост должен идти в одной связке со своими кандидатами в сенаторы. Чтобы избиратели заранее узнали команду будущего руководителя территории. А кому будет представлять свою команду кандидат в губернаторы, которому пост достанется по воле большинства региональных депутатов? У думцев нашелся ответ: список кандидатур и сведения о кандидатах представляются претендентом на должность высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный (представительный) орган власти субъекта не позднее чем за семь дней до дня голосования в этом органе по собственной кандидатуре. А дальше уже по известной схеме: избранный парламентом губернатор может двинуть в Совфед одного из своей команды. Причем, согласно предложенной в законопроект поправке, будущий сенатор, включенный в список, должен быть из депутатов - Госдумы, заксобрания или муниципального органа. И заявляться в разных командах кандидатов в губернаторы он не имеет права.
Поправки в законопроект также уточняют, что президент представляет заксобранию трех отобранных им претендентов на губернаторский пост не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий главы региона. А в случае их досрочного прекращения президент должен определиться с выбором в течение 50 дней.
Однако в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству предупреждают, что это пока только предложения, которые предстоит оценить, систематизировать и вынести на пленарное заседание палаты. Точная дата второго чтения законопроекта, предполагающего, что губернатором можно стать, минуя прямые выборы, пока не определена.