Патрик Демаршелье: Предпочитаю смотреть в завтрашний день

Патрик Демаршелье - настолько известный в мире моды человек, что его приглашают в сериалах играть… самого себя. По крайней мере в сериале "Секс в большом городе" он появляется рядом с Сарой Джессикой Паркер в роли фотографа, снимающего свадебное платье. Понятно, почему героиня Мерил Стрип в фильме "Дьявол носит Прада" требует, чтобы для съемок в ее глянцевом журнале нашли именно Демаршелье. Этот француз, снимающий моду для Voguе и Vanity Fair, сегодня в Новом Свете стал во многом символом фэшн-фотографии. Один из последних его проектов, посвященный дому Диор, показывают в "Манеже" в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии".

Демаршелье извлек из архивов Дома Диора модели разных коллекций разных лет, сделанные самим Диором или кутюрье, работавшими после него на эту модную империю, будь то Джон Гальяно или сменивший его бельгиец Раф Симонс. Послевоенный костюм для коктейля и ярко-красное пальто "Аризона", созданное Симонсом как оммаж давней модели Диора - роскошь разных эпох Патрик Демаршелье снимает в Версале и на улицах Нью-Йорка, в парижском театре Оперы и на площади Согласия… Он смешивает коллекции, стили, времена, но без всякой постмодернистской иронии.

Смешивая эпохи и стили, Вы пытаетесь сбежать от времени?

Патрик Демаршелье: Скорее, я путешествую в разных временах. Мне нравятся все. Платья Диора от кутюр, сделанные 40 лет назад, выглядят современными. Для них нет времени.

Опасное заявление. Если красота неизменна, то мода не нужна, не так ли?

Патрик Демаршелье: Да, но красота бывает разная. Существуют разные типы красоты.

И какой тип красоты предпочитаете Вы?

Патрик Демаршелье: Мне нравятся все типы. Красота, она же повсюду: на улице, в природе, в жизни…

В ваших фотографиях образы моды связаны часто с миром балета, спорта. Что общего в них для вас?

Патрик Демаршелье: Конечно, это разные образы. Я всегда восхищался балетом, мне нравилось смотреть, как танцоры двигаются, играют, живут на сцене... В моде - другая красота. Это красота одежды, которая фактически становится произведением искусства. Платья от-кутюр шьются мастерицами вручную в течение двух месяцев из лучших тканей. Это "тело" фотографии, для которой главное, конечно, визуальный образ, "картинка".

Вы сделали серию фотографий Дианы Вишневой в студии. Вы снимаете во время балетных спектаклей?

Патрик Демаршелье: Я предпочитаю съемку за кулисами. Балерины и танцоры более "разогретые". А Диану я увидел в балетной постановке в Нью-Йорке. Она удивительна.

Вы когда-нибудь снимали спорт?

Патрик Демаршелье: Снимал на Ямайке бегуна. Это был самый быстрый спринтер на планете. Никогда не забуду, как он двигался. Только что был рядом, и через секунду исчезал, как ядро, выпущенное из пушки. Он бежал потрясающе.

Это была съемка для спортивного журнала?

Патрик Демаршелье: Нет, для американского Vogue.

Это, наверное, та ваша съемка, где за этим парнем бежала с микрофоном хорошенькая репортерша, разумеется, в модном наряде, а за ней едва поспевал оператор с видеокамерой…

Патрик Демаршелье: Да, та самая.

Вы пытаетесь найти время для съемок "для себя"?

Патрик Демаршелье: Можно сказать, везде, где я работаю, я снимаю для себя. Альбом, посвященный дому Диор, - это была моя идея. Она понравилась, и я четыре года имел удовольствие снимать роскошные платья там, где я хочу.

Мне нравится снимать балет. Может быть, когда-нибудь мне удастся сделать книгу о балете.

Мода как бумеранг: она всегда возвращается. А фотография моды должна возвращаться к старым образам или все время удивлять чем-то новым?

Патрик Демаршелье: Мода похожа на грезу или мечту. Это касается и одежды, и фотографии. На снимке перед нами остается только таинственное видение. По крайней мере, я хотел бы добиться такого эффекта.

Чьи работы Вас вдохновляли?

Патрик Демаршелье: В молодости я был очарован снимками Ирвина Пенна и Ричарда Аведона.

Но не из-за них же Вы отправились в Америку?

Патрик Демаршелье: Ну, не только из-за них, конечно. Но, может, и из-за них тоже.

У вас среди ранних работ есть фотографии животных: льва, слона, буйвола... Это влияние Аведона?

Патрик Демаршелье: Если честно, то нет. Я был с детьми в Африке, на сафари. Мне нравится дикая нетронутая природа, но это был единственный раз, когда я ее фотографировал. Позже мне нужно было снимать моду с Наоми Кэмпбелл, и в нарядах были очевидны африканские мотивы. Поэтому я привел слоненка в студию и снимал Наоми рядом с ним.

По поводу таинственных грез на фэшн-фотографии. Похоже, "грезы" моды возникают благодаря расчету и основательной подготовке. Что наиболее важно для вас в этой подготовке?

Патрик Демаршелье: Вообще-то я не готовлюсь долго к съемкам. Спонтанные решения часто дают лучшие результаты. Нет, конечно, когда я делал книгу и задумывал съемку моделей в стеклянных боксах на улицах Нью-Йорка, мы готовили эти кубы-витрины. Но помимо этого, никакой особенной подготовки. Работая, я часто делаю фотографию в последнюю минуту.

Какая фэшн-сессия стала самой памятной?

Патрик Демаршелье: Я не очень люблю оглядываться в прошлое. Предпочитаю смотреть в завтрашний день. Надеюсь, самая памятная сессия впереди.

Есть ли разница в съемках моды и съемках на свадьбе принца Альбера в Монако?

Патрик Демаршелье: Съемка есть съемка. Хоть в Нью-Йорке, хоть в Монако. Для меня не было слишком большой разницы в работе. Пожалуй, только в том, что, когда я снимал принца с женой, я не мог им говорить, что делать, где стоять. Манекенщицам мог сказать, что делать, а тут - другая ситуация.

Больше похоже на репортаж?

Патрик Демаршелье: Да, пожалуй.

Какой совет вы бы дали молодому фотографу на старте карьеры?

Патрик Демаршелье: Фотографировать как можно больше. Чтобы опыт накапливался. Практика должна быть каждый день. Вы учитесь, работая.

Не стоит пойти в ассистенты к известному фотографу, скажем, Патрику Демаршелье?

Патрик Демаршелье: Это можно. Только не очень надолго. Иначе можно разучиться видеть вещи. Если очень долго работаете чьим-то помощником, вы забываете, как видите сами. Начинаете зависеть от взгляда других. Думаю, год-два - максимальный срок для ученичества. Но не дольше.

Вы снимались в пяти фильмах как фотограф моды... Как ощущали себя в роли актера?

Патрик Демаршелье: Да это были минутные эпизоды. Я просто снимал, как обычно, делал свою работу. А операторы делали свою. В молодости я снялся в одном фильме, полицейском детективе, но мою роль вырезали. Это было, может, лет 40 назад.

Вы француз, но работаете в Нью-Йорке. Проект, посвященный Диору, своего рода ностальгия по французской культуре?

Патрик Демаршелье: Да нет. Мне нравился Диор. Я снимал моделей для журнала Vanity Fair. И подумал, что неплохо бы сделать книгу. Все получилось само собой.

 

 

Фоторепортаж