Александр Стефанович: С дамами Михалков разговаривал стихами

Сергею Михалкову 13 марта исполнилось бы 100 лет.

На доме по адресу: улица Поварская, 35, в котором Сергей Владимирович жил с 1951 по 2009 год, правительство Москвы и Российский фонд культуры открыли мемориальную доску, автором которой стал заслуженный художник России Георгий Франгулян. В Большом театре в честь 100-летия Михалкова прошел торжественный юбилейный концерт с участием первого альтиста мира Юрия Башмета, Кубанского казачьего хора, солистки Мариинского театра Татьяны Павловской и многих других известных артистов.

На страницах "РГ" о Сергее Михалкове вспоминают его знакомые, коллеги и старший внук Егор Кончаловский.

Егор Кончаловский, режиссер, старший внук писателя

- Не могу сказать, что дед переживал распад Советского Союза. По крайней мере он этого не показывал. Но в 90-е годы страна была в кризисе, рубль резко девальвировался. И вот я вышел на одну голландскую компанию, которая не знала, как ей продвигать на нашем рынке свои конфеты под названием "Длинный Джон". Я тогда придумал, что у нас конфета будет называться "Дядя Степа". Подписали контракт. Я как режиссер снимал ролик, Сергей Владимирович писал сценарий, а в качестве актеров выступали внуки и правнуки. Мы получили приличный гонорар, который нам очень помог в то время. И именно тогда я впервые видел деда выпившим, что называется, "нормально", так, что до машины не мог дойти, потому что осушил бутылку виски. Ведь он не мог понять, как это: он, советский человек и писатель, заключил контракт с голландской фирмой. Это было для деда как на другой планете побывать.

Александр Стефанович, режиссер, сценарист

- Мне посчастливилось сотрудничать с Сергеем Михалковым. На "Мосфильме" мы делали три картины: "Вид на жительство", "Пена" - сатирическую комедию - и первый советский мюзикл "Дорогой мальчик". Несмотря на большую нашу разницу в возрасте - мне было 20, а ему - 60, работать мне с ним всегда было легко, мы даже гонорар одинаковый получали.

Мы иногда проводили с ним вместе время в столичных ресторанах. Помню, однажды ему приглянулась неприступная красавица. Сергей Владимирович к ней галантно подошел и сказал: "Хотите, задавайте мне любые вопросы, а я буду отвечать на них стихами". Она не поверила, но Михалков два с половиной часа провел с ней в стихотворной беседе. К концу вечера дама смотрела на него с обожанием.

Могу сказать, что начальники в стране менялись, но его обаяние и непосредственность оставались. И еще он иногда умел сказать как отрезать. Когда был конкурс на слова гимна СССР, основными лидерами считались Александр Твардовский, Евгений Долматовский, Константин Симонов. Как-то один из этих "больших" поэтов сказал Михалкову, что стишки у него, мол, "не того". А Михалков ответил: "Стишки, может, и не того, но слушать ты их будешь стоя".

Сергей Михалков был отзывчивым человеком. Андрей Вознесенский, как говорится, никогда не был в его орбите, но когда Вознесенскому негде было жить, то Михалков использовал свое влияние и тут же помог с квартирой. Или когда мы с Аллой Пугачевой решили пожениться, оказалось, что на сберкнижке денег после застолий совсем нет. Так, Михалков дал мне тысячу на свадьбу со словами: "Желаю счастья и успехов".

Андрей Дементьев, поэт

- В 80-е годы я был главным редактором журнала "Юность". Меня, молодого редактора, вызвали на обсуждение работы журнала на секретариат Союза писателей СССР. Сергей Владимирович тоже присутствовал. И вот на секретариате пошли выступления: недобродушные, завистливые. Ругали и поэзию, и прозу, которую мы печатали. Я остро чувствовал несправедливость, ведь журнал выводил в люди многих молодых и талантливых писателей. Сергей Владимирович поначалу в обсуждении не участвовал, сидел молча и слушал. А под конец просто сказал: "Мне нравится, как Андрей делает журнал". Колоссальный авторитет Михалкова в одночасье остановил весь поток злобы. За все время, что я был главредом, Сергей Владимирович попросил за кого-то только однажды. Он позвонил и сказал, что к нему в руки попала рукопись повести "Сто дней до приказа" молодого писателя Юры Полякова. Книга была о дедовщине в советской армии, тема к публикации в то время запрещенная. Я сказал Сергею Владимировичу, что Юру Полякова знаю, мы уже печатали его "ЧП районного масштаба" и пусть он не стесняется, а сам придет к нам в редакцию с новым материалом. Так "Сто дней до приказа" вышли в свет.