Город Камышин, районный центр в Волгоградской области, готовит документы для регистрации товарного знака "Арбузная столица России". Он станет вторым после Урюпинска городом области, имеющим официально зарегистрированный бренд.
Арбуз отличной доброты
Урюпинск оформил права на два сходных бренда - "Столица российской провинции" и "Столица российской глубинки". Но если урюпинцы создавали свою "столичность" сами и с нуля, то камышанам помог всероссийский проект "Вкусная карта России", продолжение "Сказочной карты России".
В 2012 году авторы "Вкусной карты" решили, что из всех претендующих на звание самого арбузного города Камышин - самый достойный. Как пояснял тогда автор проекта Алексей Козловский, основанием для такого решения стали исторические сведения, подтвердившие приоритет здешних арбузов. Камышинский краевед Леонид Смелов напоминает историю о визите в Камышин Петра I, который так оценил качества местной ягоды: "Зело отменный плод". И велел "на градском доме поставить на шпице медный арбуз".
В 1769 году академик Иван Лепехин писал о Камышине: "Жители питались от посева дынь и арбузов… ни в каком другом посеве не упражнялись". А исследователь А.Ф. Леопольдов в 1839 году записал: "Главное занятие жителей камышинского уезда составляет земледелие, ибо грунт жирен и изобилует жизнетворными силами. Там много сеют арбузов, кои бывают отличной доброты".
За последние годы город приложил немало усилий, чтобы арбуз стал не только сельскохозяйственной культурой, но и источником радости для местных жителей и туристов. Ежегодно с 2007 года в сентябре здесь проводят арбузные фестивали, включающие арбузный парад, бесплатную "обжорку", конкурс на самый большой арбуз (пока рекорд - 27 килограммов) и самое экзотическое - "арбузное мочилово", битву на арбузной мякоти. К фестивалю весь город участвует в конкурсе арбузного карвинга - созданию скульптур из арбузов, овощей и фруктов.
Формирование арбузного бренда дало мощный импульс и народным мастерам: выбор арбузных сувениров теперь просто потрясающий. На днях принято решение и о создании музея арбуза в Камышине. Тур на арбузный фестиваль в Камышине включен в предложения многих агентств, занимающихся внутренним туризмом.
Специалист по брендингу городов Василий Дубейковский считает, что камышане - большие молодцы, что решились на такой шаг: не многие мэрии могут согласовать со своим населением бюджетные траты на такие цели. По его мнению, регистрация поможет показать жителям и внешнему миру серьезность намерений продвижения города через бренд не на словах, а на деле - это большая редкость для власти сегодня. Регистрация поможет зафиксировать "арбузное пространство" на себе, а не на Саратове, Астрахани и множестве малых городов, которые также гордятся своими арбузами. Наконец, это шаг к потенциальной коммерциализации бренда города.
Брошу все - поеду с горки
Несмотря на то что формированием брендов территорий занимаются многие города, вопрос о потенциальной коммерциализации, и экономических целях вводит муниципальных чиновников в ступор: услышав такой вопрос, они обещают перезвонить завтра, а потом перестают вообще отвечать на звонки. Пока что большинство из них усвоило одно: брендированный товар продается лучше и стоит дороже.
Но что это за товар и кому его можно продать - пока неясно. Самые продвинутые заметили, что главным покупателем становится население этой же территории: город, уникальностью которого можно гордиться, выглядит привлекательнее для местных жителей. Есть надежды и на туризм, однако вполне трезвые и осторожные: туристам нужна инфраструктура, а не только слава.
Урюпинск, который начал заниматься своим брендом одним из первых в России, примерно 15 лет назад, уже может подводить итоги. Заместитель главы Урюпинска Элла Чермашенцева, правда, все время оговаривает, что это лишь первые признаки результатов.
Город выжимает все, что может, из знаменитой фразы "Брошу все - уеду в Урюпинск", предлагая миру нетронутую природу и провинциальное очарование. До недавнего времени здесь и рассчитывали на рост туристического потока, и одновременно опасались его: туристам просто негде ночевать. И вот теперь в Урюпинске строится уже вторая приличная гостиница, не считая "постоялых дворов". Несколько лет назад у Урюпинска не было своих сувениров, а теперь ими занимаются уже пять предпринимателей. Та самая фраза "Брошу все - уеду в Урюпинск", напечатанная на майке, позволила выжить местной трикотажной фабрике, которая теперь выпускает обширный ассортимент мужских, женских и детских маек с местной символикой. Слава столицы провинции помогает продавать и урюпинское пуховое вязание, которое едва не сошло на нет по экономическим причинам.
Еще года три назад идея развивать в Урюпинске сноуборд казалась бредом. Но когда Федерация горнолыжного спорта и сноуборда Волгоградской области обосновалась на меловых горах близ Хопра и оборудовала склон для катания, оказалось, что эта тема многим близка: по крайней мере, покататься на лыжах и "ватрушках" в выходные сюда съезжается пол-Урюпинска. Едут и из соседних городов.
Глава города Сергей Горняков осторожно формулирует возможную специализацию Урюпинска: стать спальней России. Когда-нибудь всем станет ясно, что этот город - идеальное место для жизни тем, кто работает удаленно, но хочет дышать чистым воздухом и без страха отпускать детей одних в школу.
Нарисуем - будем жить
В Урюпинске инициатором перемен была местная власть. Население поверило в идею не сразу, но уже научилось пользоваться ее преимуществами. А в Камышине инициатива принадлежала предпринимателям - именно они придумали и провели первый арбузный парад. Администрация включилась в работу на второй год. К новому 2013 году детсады и школы получили от предпринимателя Николая Малыгина подарок - книжку-раскраску с видами города. Он поддерживает регулярные визиты художников в Камышин "на пленэр", и прошлой осенью, увидев работы молодого волгоградского графика Стаса Азарова, предложил ему такой проект. Теперь есть план устроить детский конкурс - кто лучше подберет цвета, а для привлечения внимания родителей - позвать раскрашивать город самых лучших волгоградских художников.
В обоих городах хорошо понимают: бренды, логотипы и парады не заменят городского комфорта. Поэтому Камышин ищут средства на завершение реконструкции набережной, а Урюпинск - на обустройство нескольких парков.
Сейчас на сайте администрации Камышина идет голосование за лучший городской логотип. Первый тур выявил лидера: камышане выбрали логотип, похожий на эмблему фестиваля, - арбуз, вырезанный сердечком. После этого горожане предложили администрации провести второй тур, вынеся на голосование как специально нарисованный логотип, так и уже привычный фестивальный. Он пока и побеждает. Эмблема фестиваля может стать брендом города.