ТПП предлагает наказывать чиновника за игнорирование на жалобы граждан

Торгово-промышленная палата предлагает установить на законодательном уровне ответственность за нарушения вышестоящими налоговыми органами сроков рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков.

Сегодня норма, устанавливающая сроки рассмотрений жалоб, носит декларативный характер: нарушение сроков не имеет никаких негативных последствий для налоговиков, тогда как налогоплательщик оказывается в ситуации неопределенности. Он не знает ни размера своих налоговых обязанностей, ни срока реализации мероприятий по взысканию доначисленных налогов, пеней и штрафов.

"На практике нет никакого стимула для налоговиков принимать своевременное решение по жалобе, - считает директор департамента налогового и правового консалтинга "Объединенные консультанты ФДП" Александр Долгобородов. - В результате рассмотрение жалобы может растянуться на 6-9 месяцев. Это ведет к неопределенности, налогоплательщик не знает, сколько и когда налогов он должен заплатить". Практика показывает, что не решаются налогоплательщики и идти в суд до тех пор, пока не принято решение по жалобе, до последнего надеясь на положительное решение вопроса и снижение доначислений.

Нерасторопность налоговых органов приводит к тому, что нарушаются интересы и налогоплательщика, и государства, поскольку возникает задержка в выставлении требований об уплате налогов, и бюджет не получает возможных доходов.

Обязательное досудебное урегулирование споров предусматривает, что налогоплательщик не вправе обратиться в суд, пока не оспорит решение инспекции в вышестоящем налоговом органе. Пока этот порядок действует только в отношении решений, принятых по итогам налоговых проверок.

Вопрос соблюдения сроков рассмотрения жалоб очень важен, отметил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин, но уточнил, что и сейчас интересы налогоплательщика соблюдаются должным образом. Сергей Разгулин обратил внимание на следующие моменты. Во-первых, действующие положения закона говорят о том, что налогоплательщик, подавший жалобу, защищен от взыскания. Во-вторых, установлен запрет на ухудшение положения налогоплательщика в результате рассмотрения жалобы. В-третьих, ничто не мешает налогоплательщикам обратиться в суд в случае пропуска срока рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

"Жалобы, сроки рассмотрения которых были просрочены, и уже есть информация о том, что налогоплательщик обратился в суд, рассматриваются в первую очередь", - рассказал заместитель начальника управления досудебного аудита ФНС Дмитрий Казанский. По его мнению, если решение по жалобе не принято, это не нарушает права налогоплательщика, поскольку денежные средства не взыскиваются. А если срок рассмотрения истек, налогоплательщик вправе обратиться за судебной защитой. "В целом наше законодательство о досудебном рассмотрении налоговых споров лояльно к налогоплательщику. В Германии, например, при рассмотрении жалобы с налогоплательщика могут взыскать дополнительные платежи, тогда как в России это невозможно", - апеллировал Дмитрий Казанский к мировому опыту.

Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с недавней инициативой минфина. На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, который вводит обязательную досудебную процедуру обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Преимущества предлагаемой процедуры, по мнению разработчиков поправок, очевидны. Это быстрый способ рассмотрения соответствующего спора - 15 дней. А также менее затратный способ защиты прав, поскольку нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителей. Еще один плюс - решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки. При этом порядок оформления и подачи жалобы менее формализован. Депутаты могут рассмотреть эти поправки уже этой весной.