ВК: Сам сомневался, когда все затевалось. А надеялись вот на что. Интернет - гигантский ворох, в нем, как в тайге, за деревьями не видишь леса. А за лесом, кстати, не видишь деревьев. Чтобы найти что-то дельное - нужно знать, что искать и где. Да, там где-то под тоннами ерунды прячутся и шедевры - но поди найди! Мы хорошие фильмы собираем в кучку и преподносим публике: смотрите, что у нас с вами, оказывается, есть!
КВ: Допустим, преподнесли. Двадцать фильмов за две недели! Не считая анимаций. Это что, надо бросить все дела и целыми днями смотреть кино? Ты хочешь удовольствие превратить в каторгу? Кто ее выдержит?
ВК: Совершенно необязательно. На месте любого зрителя я бы выбрал то, что хочу посмотреть в первую очередь. А остальные названия записал бы себе в какой-нибудь девайс-памятку: мол, есть такой фильм в Интернете, надо будет найти. Так что это не только фестиваль, это еще гид по Интернету. Но вообще люди действительно откладывали дела и, судя по их откликам на форуме, им это нравится. Это такая игра: смотришь - голосуешь - оцениваешь - болеешь за своих фаворитов - пишешь свои рецензии - читаешь чужие - споришь. Как в киноклубе, только планетарном.
КВ: Но голосовать тоже надо уметь, уж это мы знаем. Помнишь, на прошлом фестивале одному режиссеру-конкурсанту позвонила его знакомая, выразила свое восхищение фильмом. "А ты хоть проголосовала?" - спросил режиссер. "А как же! - сказала знакомая. - На самую первую звездочку нажала!". Она думает, что отвела картине первую ступеньку пьедестала почета.
ВК: Ну да, а на самом деле влепила ей кол. Ну что ж, предупредим непонятливых: высший балл - это десять звездочек. Но ты прав: голосовалка тоже дело условное. На прошлом фестивале кому-то понадобилось "утопить" ненавистный ему фильм, и вдруг возник массированный вброс "колов". Хорошо, мы вовремя заметили и не стали его учитывать. Впрочем, как показала практика, наши зрители - в массе люди интеллигентные, мухлевать не станут.
КВ: Ты говоришь: планетарный клуб. Не слишком? 52 страны, говоришь, смотрели? А на самом деле это значит, что откуда-нибудь из Австралии на сайт заглянул одинокий русский эмигрант, посмотрел полчаса, а потом его позвали кормить кенгуру, и он отрубился.
ВК: Вполне возможно. А возможно, досмотрел до конца. Это уж зависит от фильма. Во всяком случае, среди рецензий на форуме были такие серьезные и умные, что профессиональные критики могли бы позавидовать. Вообще-то аудитория нашего "Дубль дв@" по количеству превзошла аудиторию Московского международного фестиваля. Там ведь тоже число проданных билетов ничего не говорит о том, сколько зрителей ушли с половины фильма и больше не вернулись. Это вопрос качества фильмов и выбора зрителей. Важно: фильмы вытащены из небытия и предложены, мы попытались привлечь к ним новое внимание, дать им "вторую премьеру". Это и есть задача фестиваля.
КВ: Отбор фильмов странный. Это я тебе как отборщику говорю. Как так называемому куратору. Ты что, считаешь свой вкус таким совершенным? Ты что, такой самонадеянный?
ВК: Ничего подобного я не думаю. Но думаю, что этот вкус кто-то разделяет, и таких людей не так мало. Они и придут смотреть. Да, мы сознательно не берем чисто лабораторные эксперименты и заумный артхаус - его полно на других фестивалях, которые на него делают ставку, и там своя аудитория. Но меня давно занимают эти ненормальные ножницы, которые возникли между вкусами "экспертов" и широкой публики. Мне до сих пор кажется, что кино делается не только для "экспертов". И я отбираю в основном фильмы, которые адресованы широкой публике, но до адресата не дошли. По известным причинам: прокат наше кино не видит в упор.
КВ: Опять полемизируешь с критиками? Это у тебя такой пунктик?
ВК: Если хочешь. Но начал не я. Это они, многие, первыми стали судить по принципу - если массам нравится, значит, плохое кино. Массам, конечно, нравится и "Тот самый Карлосон", но это какие-то другие массы. Потому что множество людей хотят смотреть и хорошую мелодраму, и сделанную со вкусом комедию, и триллер. Это тоже кино. И если артхаус имеет свою аудиторию хотя бы на фестивалях, то "Дубль дв@" просто пытается восстановить справедливость и дать выход к публике фильмам, которые вообще залегли на новой "полке". Их очень много. Там есть и шедевры, и крепкий потенциальный "мейнстрим". Странно, конечно, называть "мейнстримом" картины, которые никто не видит, но они на это были рассчитаны.