Рассказывает ее создатель режиссер Александр Митта - наш юбиляр и обладатель Приза "Российской газеты" "За выдающийся вклад в киноискусство":
"Затерянный в Сибири" - по-моему, последний фильм советской эпохи. Я его снимал в 1990 году, и когда он вышел за рубежом, он имел там серьезный, постепенно нарастающий успех. Завершал работу над ним английский продюсер, и фильм вышел под маркой его компании Spectator Entertainment. В Британии картину наградили как лучший английский фильм на иностранном языке, и его тут же номинировали на премию "Золотой глобус" в США. Приехав тогда в США, я стал свидетелем очень бурной деятельности по продвижению картины - процесс требовал немереных денег, любая публикация стоила тысячи долларов. Продюсер потратил их полтораста тысяч, и фильм какое-то время ходил в фаворитах "Золотого глобуса". А потом, как обычно бывает, вперед вышла другая картина - кстати, очень хорошая. Так что премию я не получил, но на всю эту тусовку насмотрелся.
Потом картина попала в официальную селекцию Каннского фестиваля и вслед за тем прокатилась по 14 мировым фестивалям. Меня пригласили в Америку делать фильм про еврейский концлагерь в Польше, но авторы совершенно дикого сценария не имели о предмете ровно никакого представления. Я понял, что картина не получится, и свалил домой. "Затерянный в Сибири" к тому времени активно шел по телеканалам многих стран. Кроме России. Здесь картину так никто и не увидел. Шел 1991-й, всем было не до кино.
Про что фильм? Про сибирские концлагеря. Моя семья имела к этой теме прямое отношение: мать десять лет отсидела в Магадане и на Колыме, мужская часть семьи была постреляна, правда, отца не посадили. Хотя он долгие годы был кандидатом на посадку: он стажировался в Америке, изучая искусство металлопокрытия, и его могли упечь за шпионаж, как тогда было принято. Но у директора завода было право переносить кандидатов во "враги народа" из списка в список, отец был ему нужен как специалист, и он его переносил за два года девятнадцать раз. А потом началась война, и вся эта паранойя временно захлебнулась.
Это все я говорю к тому, что сибирские реалии - тема мне близкая. Кроме того, в фильме есть кусок детства моей жены, которая в десятилетнем возрасте оказалась единственной кормилицей: отец тяжело болел, мать упала в погреб и сломала себе руку и ногу, и она их кормила - пекла пироги и продавала их на рынке. Так что, введя в фильм девочку Лильку, я отдал дань памяти бурного детства моей жены. Тяжелым я его не могу назвать, потому что она человек жизнерадостный даже теперь, а тогда была очень веселая и заводная.
Это был первый фильм о сибирских лагерях. "Мосфильм" его снимать отказался, но мне удалось найти инвестора, и мы затратили на картину 150 тысяч долларов. А реальная ее стоимость - 12 миллионов. Так определили в Лондоне, куда мы приехали на перезапись. Мы построили подлинные лагеря - один в один. У меня были консультанты, отсидевшие там свои сроки, и мы знали, как выглядит каждый барак, какая длина и ширина, из какого материала сделано - все это мы повторили очень тщательно по зарисовкам наших свидетелей. Официальных документов об этом огромном пласте советской истории я не смог найти никаких. Между прочим, когда в советском плену были японцы, то в Японии вышло 2600 книг об этом. И там все не только описано, но и нарисовано. Поэтому в памяти японцев все сохранилось очень жестко и четко. А из российской памяти все это бесследно уплыло. Так что "Затерянный в Сибири", помимо всего прочего, остается еще и своего рода документом.
Герой фильма - английский археолог, которого наши спецслужбы заподозрили в шпионаже, выкрали и, обалдевшего от ужаса, засудили. Он попал в лагерь и там быстро превратился в урку. Потом задумал бежать, но попал в еще более страшное место - на Колыму. По логике он должен был там погибнуть, но по сюжету он выжил - это, каюсь, была моя уступка зрителям.
История эта была составлена из подлинных свидетельств и таким образом как бы вобрала в себя многие типичные судьбы тех лет. В фильме были отличные роли. Прекрасная роль у Елены Майоровой, дивной актрисы, которая, увы, вскоре погибла. У Владимира Ильина нет слабых работ, но здесь - одна из лучших. Одну из первых своих ролей молодого поэта сыграл Евгений Миронов - по-моему, запредельно хорошо. Отлично сыграл роль уголовника Гарик Сукачев - но при сокращении фильма английскими монтажерами эта роль пострадала больше всего. И очень хорошая работа у английского актера Энтони Эндрюса.
В России картина не шла, и я очень рад, что она в программе фестиваля "РГ". Может быть, теперь на нее обратят внимание и покажут по какому-нибудь телеканалу.