Бюджет Перми популяризируют за 11 миллионов рублей

Мэрия Перми приступила к разработке технического задания на создание информационно-аналитической системы "Публичный бюджет Перми". По мнению чиновников, новый портал поможет пермякам узнать, как формируется и расходуется казна.

Бюджет города - это сложнейший финансовый документ, понять и оценить который может далеко не каждый обыватель. Поэтому в "Публичном бюджете" всем желающим в оперативном режиме будет доступна информация о том, сколько доходов поступило в казну и сколько средств израсходовано. Помимо этого пермяки смогут, к примеру, узнать, во сколько обходятся услуги школ и детсадов, сколько дорог отремонтируют или каковы объемы предстоящего капитального строительства. Также появится возможность сравнивать показатели развития краевой столицы со статистикой Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и Челябинска.

Проект предварительно оценивается в 11 миллионов рублей, из которых девять потратят на создание Интернет-сайта, а оставшиеся средства - на просветительские пособия и печатные аналитические материалы. Проект также предусматривает уроки для школьников и социологические исследования для определения уровня информированности жителей о бюджетном процессе.

Сегодня средняя стоимость создания электронного сайта в Интернете оценивается специалистами примерно в 300-400 тысяч рублей. Кроме того, специальный раздел "Публичный бюджет" уже есть на сайте мэрии. Но, по мнению чиновников, популяризировать бюджет с помощью имеющихся у мэрии электронных ресурсов нельзя, поскольку новый портал интегрируют с основными информационными системами департамента финансов. Стоимость нового сайта основывается на коммерческих предложениях разработчиков, которые оценили разработку ресурса от 8 до 10,25 миллиона рублей, но по итогам открытого конкурса она может снизиться.

- Стоимость в девять миллионов рублей показалась нам достаточно большой для информпортала, - пояснил депутат гордумы, председатель комитета по городскому хозяйству Вячеслав Григорьев. - В ближайшее время нам необходимо внимательно изучить техническое задание, которое составлено для потенциальных разработчиков, и убедиться, что никаких излишних функций новый ресурс не предусматривает.

С этим мнением отчасти согласна и председатель комитета по бюджету и налогам Наталья Мельник. По ее словам, важна не сумма затрат, а те возможности, которые даст новый информационный ресурс.

- На мой взгляд, девять миллионов рублей - это слишком большая сумма для того, чтобы проводить для пермяков ликбез на тему городского бюджета, - отметила Наталья Мельник. - С другой стороны, эта цена уместна, если портал действительно поможет людям определять стоимость и сроки исполнения тех или иных проектов благоустройства или строительства. Другим условием целесообразности должна стать гибкость подачи информации о бюджетных процессах: не в статичном виде, а в динамике, чтобы можно было оперативно отслеживать все изменения.

Трудозатраты на разработку портала примерно можно рассчитать исходя из средней зарплаты программистов, количества привлеченных к проекту специалистов и времени их работы. По мнению генерального директора компании "Реактив" Алексея Кулигина, разработчику для выполнения госзаказа придется привлечь не менее 10 опытных специалистов с зарплатой не менее 70 тысяч рублей. Они выполнят все работы, обозначенные в техзадании, за 3-4 месяца. Безусловно, к этой сумме необходимо прибавить 20-25 процентов прибыли компании и НДС. Но есть еще некоторые нюансы, которые могут значительно повысить трудоемкость выполнения задания, а соответственно, и стоимость проекта.

- Исходя из опыта разработки информационных ресурсов для государственных структур, могу сказать, что самый сложный этап реализации проекта - это создание механизма передачи информации от государственных или муниципальных ведомств - программистам, - отметил Алексей Кулигин. - На это, как правило, уходит больше всего рабочего времени. Поэтому каждая компания, которая будет участвовать в конкурсе, обязательно учтет этот момент на уровне трудозатрат.

Стоимость проекта может увеличить и ограниченное число участников конкурса. Дело в том, что квалификация сотрудников, которые будут разрабатывать ИАС "Публичный бюджет", должна быть подтверждена сертификатами и соответствующими лицензиями. Поскольку выполнение заказов на разработку информационных ресурсов от частных компаний, как правило, таких требований не предусматривает, то похвастаться сертификатами соответствия сегодня могут далеко не все участники рынка. По предварительным прогнозам, побороться за право разработки новой информационно-аналитической системы захотят три крупных IT-компании.