Рачик Петросян: Нет единообразия в положениях о госзакупках

В прошлом году количество жалоб на нарушение антимонопольного законодательства в сфере торгов и госзакупок в столице выросло на 75%. Кто на что жалуется и почему? Об этом "РБГ" беседует с руководителем УФАС по Москве Рачиком Петросяном.

- В каких сферах больше всего нарушений?

- Мы провели 5,5 тысячи проверочных мероприятий по госзаказу, из них около тысячи внеплановых проверок, рассмотрели 4,5 тысячи жалоб. Рост наблюдался по нескольким направлениям. Особенно по торгам на закупку услуг по благоустройству территории. Это всяческие районные ГУ ИС (госучреждения - инженерные службы) и дирекции ЖКХ.

- Почему именно сферы благоустройства и ЖКХ оказались в числе лидеров?

- Проблема в том, что Москва разделена на префектуры, они, в свою очередь, на управы. Претензии в основном к управляющим компаниям, естественным монополиям, конкурсам на отбор УК. Мы видим ситуации, когда нет надлежащего отбора УК. Соответствующая управа или префектура должны проводить отбор на конкурсе по постановлению правительства N 75 и выбрать ту управляющую компанию, которая в рамках собираемой оплаты с собственников предлагает наибольшее количество услуг. Мы столкнулись с тем, что конкурсы зачастую проводятся фиктивно. Отбирают ту УК, которая первая подняла руку на аукционе. Даже если вы запишетесь в очередь с вечера и скажете, что вы были первыми и готовы предложить эту же цену, почему-то всегда первой заметят руку нужного ГУПа. Есть еще одна серия дел в сфере ЖКХ. Истории, когда вообще отбор не проводится, хотя местная управа, префектура должны проводить конкурс. У нас таких дел больше 60. В отношении префектур и управ, которых мы признаем нарушившими антимонопольное законодательство в силу бездействия, мы также возбуждаем дела и привлекаем их к административной ответственности.

- А как наказываете провинившиеся управляющие компании?

- У антимонопольной службы компетенции относительно действий УК немного. Это редкие случаи, когда управляющая компания занимает доминирующее положение в отдельном районе и не пускает какого-то оператора связи. Тогда мы можем реагировать, отстаивать это дело в суде. Во всех остальных случаях это не наша компетенция, а Мосжилинспекции. Мы в основном следим за монополистами, чтобы они не хулиганили при подключении к своим услугам, ресурсам. В этой ситуации УК могут пожаловаться и жалуются. И мы выдаем предупреждения, а если они не приводят к желаемому эффекту - возбуждаем дела и привлекаем к ответственности. Но в основном предупреждения работают. У нас было около 430 обращений на этот счет, возбуждено 47 дел, выдано 40 предписаний, больше сотни предупреждений. Еще примерно 250 обращений по электроэнергетике и 17 предписаний.

- Но ведь третий антимонопольный пакет, вступивший в силу в этом году, наделил ФАС новыми полномочиями. Этих полномочий недостаточно для наведения порядка на рынке ЖКХ?

- Да, новые полномочия мы получили. Согласно ст. 18.1 Закона "О защите конкуренции" мы вправе рассматривать жалобы на процедуры всех торгов, кроме госзаказа, в том числе закупки естественных монополий и госкорпораций, торги на аренду, приватизацию, землю, мелкорозничную торговлю и все остальные торги, которые проходят в обязательном порядке. Статья 18.1 позволяет за семь рабочих дней выдать решение, предписание по торгам и восстановить права обиженной стороны до того, как заключены контракты. Всего уже рассмотрено более 500 подобных случаев. В предыдущем году этого не было в принципе.

- Не следует ли ужесточить правила закупок госкомпаний?

- Ужесточение ужесточению рознь. Мы предлагаем ввести единообразные правила закупок, чтобы соблюдались хотя бы минимальные приличия. Годовая практика продемонстрировала, что нет никакого единообразия в положениях о закупках. Творчество не знает границ. О каком едином экономическом пространстве или инвестиционном климате можно говорить, когда один и тот же предприниматель пытается участвовать со своей одной и той же услугой, например строительством, у двух разных ГУПов, которые находятся в одном городе, закупают одну и ту же услугу, но используют не имеющие ничего общего процедуры закупки.

Не менее острая проблема - сговоры на торгах. У нас есть несколько подобных дел. Мы их планируем использовать как модельные. Отработав технологию, будем применять ее массово. В прошлом году были примеры дел по школьному питанию, содержанию дорог, поставке мяса. По школьному питанию провели так называемый "рейд на рассвете" - внезапную одновременную проверку в нескольких организациях. И у одного из участников электронного аукциона обнаружили документы других участников. Они как бы участвуют в аукционе, но на самом деле условно один и тот же парень с флешкой бегает туда-сюда и торгуется сам с собой, снижая по полпроцента. Или дело по поставке мяса в МВД. Мы взаимодействовали с главным следственным управлением города. Виновный чиновник уже отбывает наказание. Дело интересное было: заказчик провел аукцион, цена на аукционе снизилась, но он почему-то заключил контракт с победителем не по той цене, которая сложилась на аукционе, а на шаге предыдущего дня. Торг продолжился на второй день, там цена снизилась существенно, но они этот день не заметили и заключили контракт на 10 млн больше.

Еще показательное дело по сговору в аэропорту Внуково. Мы расследовали дело о сговоре компаний, эксплуатирующих имущество аэропорта и двух таксомоторных компаний. Они, сговорившись, сделали так, что только эти две таксомоторные компании имели доступ к двум прилегающим к вокзалу полосам. Понятно, что пассажиры не шли искать такси далеко. Мы признали это сговором. Сейчас все таксисты имеют равный доступ к первым двум полосам.