Сергей Марков: Политику власти в РФ определяет общественный договор

Отношения между властью и обществом в России меняются, и каждый раз тот или иной молчаливый общественный договор определяет политику власти. По всем теориям общественного развития именно общественный договор, как система неоформленных, но фактически существующих обязательств власти и разных общественных групп, лежат в основе того или иного общественного порядка. Власть почти всегда реализует не свои произвольные придумки, а общественные требования.

В конце 80-х годов советское общество, советский средний класс: инженеры, врачи, учителя, научные работники, военная и управленческая интеллигенция, потребовали свободы и совершили демократическую революцию, отвергнув монопольную политико-экономическую систему. Но революционный характер перемен привел страну в хаос. В 90-е годы советский средний класс оказался брошен в нищету и люди занялись выживанием. Социальные связи были разрушены, наступило время атомизации и де-социализации. В результате в конце 90-х общество решительно потребовало порядка и ограничения власти олигархов и криминальных группировок в пользу государства.

Выполняя этот общественный заказ, в начале 2000-х Путин под молчаливое одобрение общества поставил на место олигархов и установил стабильность. Общество заключило с этой новой эффективной властью новый молчаливый общественный договор. Власть взяла на себя обязательство решать главную проблему: экономической разрухи и нищеты. Общество доверило правящей команде все основные рычаги управления для выполнения этой программы роста уровня жизни. Люди занялись своими проблемами, восстанавливая свой уровень жизни. Этот общественный договор действовал более 10 лет и привел к великолепным результатам: стремительно вырос уровень благосостояния, восстановилась нормальная ситуация в обществе, начал восстанавливаться средний класс.

И этот восстановившийся средний класс городов-миллионников выдвинул новую повестку дня: потребовал честных выборов, а на самом деле - честных правил игры вообще, уменьшения слишком высокой коррупции, а также - большего допуска общества к рычагам управления. И хотя лидеры массовых демонстраций радикализировали протест, увели его в сторону и в итоге потеряли доверие, но все основные требования общества полностью сохранили свою актуальность: требование более честных правил, равных для всех, большего участия общества в управлении страной. Так была сформулирована заявка общества на изменение общественного договора.

И власть восприняла этот общественный заказ, выступила с программой реформ. Она, прежде всего, стала создавать новые политические инструменты для общественной активности: прямые выборы губернаторов, выборы одномандатников в Госдуму, облегченные условия для создания партий, новые правила избрания Общественной палаты, половина которой теперь будет избираться региональными общественными палатами, а часть - через интернет-голосование. Кроме того, большое значение будет иметь новая схема формирования общественных советов при министерствах, половина состава которых теперь будет предлагаться не министрами, а общественной палатой. Это приведет в общественные советы сотни независимых от министров людей.

Это первая часть нового договора: власть взяла на себя обязательство создать форматы, через которые миллионы могут участвовать в политике. От общества власть ожидает общественно-политической активности при строгом соблюдении закона и готовности к компромиссам с властью и между различными общественными группами. То есть участие для решения проблем, для роста эффективности решений власти, а не для перманентной революции в духе большевиков, не для свержения всего и вся.

Но выросшая активность людей реализуется не только в политике. Стремительно растет число общественных инициатив, волонтерские проекты создаются по малейшему поводу. Раньше, если в городке пропал ребенок, его искала только милиция и родственники. Сейчас к поискам присоединяются тысячи незнакомых лично людей. И после завершения операции многие не расходятся, а хотят контактировать друг с другом и с оргцентром, чтобы в следующий раз быстрее и эффективнее присоединиться к волонтерской работе.

Власть взяла на себя обязательство создать форматы, через которые миллионы могут участвовать в политике

Это социально активное общество требует от государства создать максимально благоприятные условия для реализации общественных программ. Власть показывает готовность создать такие условия. Президент Путин со своим ОНФ поворачивается к волонтерам, чтобы создать максимально эффективные механизмы взаимодействия властей и активных граждан.

Так формируется вторая часть нового общественного договора: общество признает лидирующую и организующую роль государства в решении ключевых общественных проблем. А власть обязуется создавать максимально благоприятные условия для активных неравнодушных граждан. Эти благоприятные условия должны включать в себя ряд изменений.

Необходимо серьезно улучшить государственное финансирование НКО. В России такое финансирование должно быть намного больше, чем даже в развитых странах ЕС и США. Дело в том, что у нас с ними разные юридические условия. У них благотворительность изымается из налоговой базы бизнеса, что увеличивает частное финансирование. У нас - нет, бизнес платит налоги в полном объеме и не стимулируется финансово давать деньги НКО, только морально. Поэтому наше госфинансирование должно быть на порядок больше, чем на Западе. Сейчас такое финансирование увеличивается, по сути, в два-три раза почти каждый год. Этот темп надо сохранять.

Необходимо снизить сложность бухгалтерского и юридического регулирования НКО. Известно, что консалтинговые фирмы за проводки НКО берут в 2 раза больше денег, чем за проводки бизнеса. Это отражает чрезмерную сложность бухгалтерского контроля для НКО. В результате часть НКО уводят свою активность в серую зону, не выдерживая тяжести бухгалтерской сложности. Сюда же можно отнести налоговую тяжесть. НКО устроены так, что они работают не все время, а периодически. А нести налоговое и бухгалтерское бремя, по существующим правилам, вынуждены всегда, что удорожает проекты и вынуждает опять уходить в тень. Те, кто работает на иностранные деньги и на иностранные проекты, об этом не очень заботятся, так как иностранные грантодатели просто увеличивают им выплаты на накладные расходы. А простые активисты, патриоты России, вынуждены страдать и выкручиваться.

Необходимо повернуть внимание государственных СМИ к общественным проектам в самых разных областях, рассказывать о том, как они помогают гражданам в их проблемах. Особенно это важно для региональных СМИ, которые находятся на одном уровне с общественными активистами. Необходимо также изменить учебные программы, учить школьников и студентов участию в общественной активности в школах и университетах. Высшая власть должна добиваться, чтобы региональные чиновники просто больше внимания уделяли требованиям общественности. Им предстоит активнее создавать условия для волонтеров, не защищаясь бюрократическими барьерами. В случае внезапной беды, как это было в Крымске или на трассе Москва - Питер, нельзя же требовать от активистов предоставления бюрократических данных - их неоткуда и некогда добывать. Государственные органы обязаны заранее сформировать блоки, которые, в случае волны волонтерства, могут быстро развернуться в блогожелательную инфраструктуру, способную принять волонтеров и с максимальной пользой использовать их энергию.

Конференция "Строительство социальной справедливости" Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону 28 и 29 марта фактически должна привести к закреплению этого нового общественного договора. Такой новый общественный договор станет хорошей базой для политической стабильности в условиях растущей общественно-политической активности. Активное гражданское общество и взаимодействие власти и общества - необходимое условие действенной демократии. И Путин, и ОНФ прекрасно понимают, что России нужна не стабильность застоя, а стабильность как условие динамичного и притом гармоничного развития.