Законопроект, который предусматривает такое наказание, подготовлен к первому чтению в Госдуме. Эксперты "РГ" относятся скептически к судьбе этого документа.
Тем не менее авторы документа хотят ввести "персональную" уголовную ответственность для управленцев, если их незаконные согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, приводят к необоснованно высоким ценам на горюче-смазочные материалы, наносят крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а также влекут извлечение сверхприбылей.
Впрочем, десять лет тюрьмы - это максимальный срок. Минимальный - шесть. К ним еще "прилагаются" и штрафы - до одного миллиона рублей. Руководителей также предлагают лишать права занимать определенные должности или вести определенную деятельность. Сроки могут разниться - от одного года до десяти лет.
И хотя по Закону "О защите конкуренции" в действующем законодательстве и предусмотрена административная и уголовная ответственность, говорится в пояснительной записке, вместе с тем эти общие нормы неэффективны. Даже за уголовно наказуемый сговор предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей, негодуют авторы законопроекта. "Для представителей крупных нефтяных компаний эти суммы вряд ли можно назвать наказанием", - подчеркивают они.
На вопрос "РГ", поможет ли антимонопольщикам в борьбе с ростом цен на рынке бензина введение более жестких санкций, начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин сказал, что уголовная ответственность - это крайняя, но не основная мера пресечения нарушений законодательства. Вместе с тем он согласился, что наличие уголовной ответственности послужит дополнительным предупредительным и сдерживающим фактором для злостных правонарушителей на топливном рынке.
С точки зрения здравого смысла эта идея абсурдна, полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. И в России поздно вводить карательные меры, ведь у нас фактически восстанавливается монополия на нефтяной сектор, добавляет он.
"Даже оборотные антимонопольные штрафы за сговор в перспективе потеряют актуальность", - отмечает эксперт. По его словам, если несколько дет назад в России было около дюжины крупных нефтяных компаний, то сегодня осталось от силы три-пять, которые держат рынок. И сейчас одна из тенденций - еще большая консолидация. Надо создавать конкурентную зону в рознице, советуют эксперты "РГ". Так что теперь слово за депутатами.
Между тем с начала года цены на бензин в России выросли уже на 1,5 процента, говорится в мониторинге Росстата. А в некоторых регионах стоимость топлива поднялась гораздо выше средней по стране отметки. Что будет с ценами на бензин для потребителей дальше? "В России около 60-65 процентов в структуре цены бензина занимает налоговая нагрузка. Учитывая рост акцизов на топливо в текущем году, стоит ожидать, что только за первое полугодие цены на 92-й бензин вырастут в среднем на 5,7 процента, до 30 рублей за литр, а 95-й подорожает на 5,1 процента, до 32,47 рубля за литр", - прогнозирует аналитик Инвесткафе Юлия Войтович.
Дефицита бензина на топливном рынке эксперт не ожидает. А дизельного топлива, говорит Войтович, даже произведено больше, чем потребляется. "Сейчас у нас профицит дизельного топлива", - уверяет эксперт. По ее мнению, даже в связи с переходом на выпуск топлива более высоких стандартов в соответствии с принятым техрегламентом в стране не возникнет дефицита бензина. А компании будут только наращивать объемы производства топлива. И весь автомобильный бензин с российских заводов будет уходить на внутренний рынок.
А в 2016 году, когда нефтеперерабатывающие заводы должны закончить модернизацию своих производств, бензина в стране начнут производить больше, чем нужно россиянам. И это позволит экспортировать его за границу, прогнозирует Войтович.