Рынок крупнотоннажных грузовиков за 2012 год вырос на 17,4 процента

Российский рынок крупнотоннажных грузовиков демонстрирует медленный, но уверенный подъем. По итогам прошлого года рынок новых крупнотоннажных грузовиков (на основе данных регистрации в ГИБДД) составил 101,9 тысячи единиц - на 17,4% больше по сравнению с 2011 годом.

"При этом в 2012 году был установлен новый рекорд продаж за последние пять лет, - сообщил "РГ" Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства "Автостат". - Предыдущий максимальный результат был достигнут в 2008 году (88,6 тыс. шт.).

А вот в Европе дела обстоят намного хуже, рынок грузовых автомобилей пошел на убыль. "В Европе продажи грузовых автомобилей, наоборот, сильно сократились. В сегменте средних грузовиков спад составил 13,3%, продажи тяжелых грузовиков упали на 9,4%, - пояснил Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса Europlan. - На этом фоне прирост продаж грузовых автомобилей в обоих сегментах в России внушает оптимизм". По данным Euroрlan, продажи средних и тяжелых грузовых автомобилей на российском рынке за 2012 год суммарно выросли на 13,4%, при этом продажи средних грузовиков выросли на 3,6%, а грузовиков полной массой свыше 16 тонн - на 17,4%.

Рост рынка в прошлом году был неравномерным. Летом резко подскочил импорт грузовиков, поскольку европейские и китайские автоконцерны старались продать побольше машин до введения утилизационного сбора. Рост импорта привел к некоторому снижению на рынке доли российских грузовиков. А после введения утилизационного сбора объемы импорта снизились и темпы роста продаж замедлились. Выиграли производители, имеющие сборочные предприятия на территории РФ.

В этом году, как считает генеральный директор компании "МБ Тракс Восток" Борис Биллих, спрос на тяжелые грузовики будет стабильным и рост рынка повторит уровень прошлого года. "В долгосрочной перспективе рынок грузового транспорта в России привязан к состоянию экономики, и его развитие зависит от того, как будет развиваться экономика России, - пояснил эксперт. - Мы смотрим на это развитие с оптимизмом и считаем, что перспектива вполне благоприятная, но одновременно видим, что конкуренция в сегменте грузовиков растет".

Ну а расстановка сил на рынке изменилась несильно. Несмотря на то что иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, КАМАЗ им обогнать не удается. "Автомобили этой марки занимают долю свыше 30%, что эквивалентно 31,5 тысячи единиц (продажи выросли на 1,7%), - говорит Азат Тимерханов. - На втором месте, с серьезным отставанием, находится белорусский производитель крупнотоннажной техники - Минский автозавод. Его продукция разошлась тиражом в 13,4 тысячи автомобилей, что превышает показатель годичной давности на 16,2%. Далее с идентичными показателями (по 8 тысяч машин) следуют немецкий MAN и шведский Volvo, доля каждого из которых составила почти 8%. Если первая марка смогла прибавить за год только 6,5%, то вторая - чуть более четверти. Замыкает же пятерку лидеров китайский бренд Shaanxi (7,4 тыс. шт.), демонстрирующий наибольший рост (+179,6%) в представленном сегменте".

Впрочем, расстановка сил может измениться после слияния МАЗа с КАМАЗом. КАМАЗ в результате сделки может стать монополистом на рынке тяжелых грузовиков не только в России, но и на территории всего Таможенного союза. Но это дело будущего, а пока на российском рынке растет доля импортных тяжеловесов.

"Иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, - согласен Азат Тимерханов. - Такая тенденция, скорее всего, сохранится и в будущем, поскольку ряд компаний имеют собственное производство в РФ, а другие также собираются открыть автозаводы". Но это не значит, что иностранцы "задавят" отечественное грузовое автомобилестроение. Во всяком случае, в компании Scania не видят в этом ничего плохого. "Все большее количество иностранных производителей открывают производства в России, создают совместные предприятия с отечественными производителями, - сообщили "РГ" в компании Scania. - На наш взгляд это хорошая тенденция, ведь в конечном итоге покупатель получит более конкурентоспособный и эффективный автомобиль".

Не думает, что российских автомобилестроителей ждет забвение, и Борис Биллих: "Мы не считаем, что отечественный производитель уйдет с рынка, потому что видим, например, как КАМАЗ улучшает потребительские свойства своих автомобилей, и не считаем, что рост продаж иностранных грузовиков приведет к краху отечественных заводов".

Рынок грузовых автомобилей не смог бы показать такой рост без государственной поддержки, считают эксперты. "Рынок новых грузовиков получил мощную поддержку в виде так называемого утилизационного сбора, введенного 1 сентября 2012 года, который ставит мощный барьер на пути проникновения в Россию подержанной техники, - пояснил Азат Тимерханов. - Также в 2013 - 2014 годах рынок поддержит реализация федеральных проектов. В частности, спрос на грузовики поддержат те регионы, в которых планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу. А также в 2013 году увеличится на 10% размер Федерального дорожного фонда. В последующие годы объем фондов будет увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Для дорожного строительства потребуется тяжелая грузовая техника".

Также на спросе могут отразиться и другие меры, принимаемые властями. "Из-за запрета въезда тяжелых грузовиков на МКАД, - приводит пример Александр Михайлов, - возможны кратковременные всплески покупок, например, средних грузовиков. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от стратегического баланса внутреннего производства грузовых автомобилей и импортируемых машин".

Обновление парков напрямую зависит и от того, как чувствует себя экономика. Традиционно покупка автомобиля крупными компаниями-перевозчиками и строителями сопровождается применением финансовых продуктов, таких как лизинг, а наиболее комфортные условия возможны тогда, когда экономика бурно развивается, а не стагнирует. Если состояние экономики предполагает удобное клиентское финансирование и развитие других отраслей, параллельных с транспортной, то обновление будет идти в штатном режиме и парк иностранных грузовиков будет расти.

По оценкам Александра Михайлова, его объем лизинга вырос по итогам 2012 года на 19% в денежном выражении. "В приобретениях лизингополучателями грузовых автомобилей лидируют те же марки, что и в общих объемах продаж, - замечает эксперт. - В сегменте средних грузовиков это ГАЗ, реализовавший в России 12,4 тысячи машин (+5,1%), Hyundai (6,8 тысячи, -1,2%), КАМАЗ (3,37 тысячи, -15%), Mitsubishi (2 тыс. шт.) и Foton (1,85 тыс. шт.), показавшие выдающиеся темпы роста (88 и 122% соответственно). В сегменте тяжелых грузовиков это КАМАЗ (31,5 тыс., +1,7%), МАЗ (13,7 тыс., +16,2%), MAN (8 тыс. шт., +3,3%) и Volvo (8 тыс. шт., +25,2%)".

Но не все так позитивно на рынке грузовых автомобилей, есть и негативные факторы, влияющие на стратегическую динамику рынка. "Ситуация с недобросовестным ввозом китайских грузовых автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3 и 4, требует решения, - считает Александр Михайлов. - И от того, как будет решена эта проблема, будет зависеть развитие рынка и повторение или не повторение сценария 2008 года, когда китайские грузовики, часто невысокого качества, быстро заполонили рынок".

Чтобы увеличить продажи, в том числе и на российском рынке, некоторые зарубежные автопроизводители объявляют различные акции. Так, компания DAF недавно запустила программу "First Choice" для автомобилей не старше 5 лет с пробегом не более 500 000 км. Грузовые автомобили предлагаются с заполненной сервисной книжкой и находятся в превосходном состоянии благодаря проверкам и обслуживанию в дилерском центре. Дилерская проверка включает почти 200 отдельных контрольных точек. Для полной уверенности в качестве приобретаемого автомобиля First Choice дилер DAF предоставляет полугодовую гарантию на трансмиссию. Дополнительно можно заключить договор на проведение ремонтных работ и обслуживание, а также воспользоваться выгодными программами кредитования.

Недавно компания "Вольво Восток" провела пресс-конференцию по итогам деятельности в 2012 году грузовых подразделений "Volvo Trucks Россия" и "Renault Trucks Россия". Генеральный директор Питер Андерссон рассказал, что стратегические цели объединенной компании ориентированы на повышение удовлетворенности клиентов, увеличение доли на рынке, расширение предложения продуктов и услуг и повышение доходности сделок для дальнейшего роста конкурентоспособности. Для этого планируется развивать объединенную сервисную сеть, совершенствовать культуру обслуживания и продаж.

Так, подразделение концерна Volvo Group - Group Trucks Sales and Marketing - было разделено на 4 региона продаж. Российский рынок, наряду с украинским, турецким и белорусским, будет относиться к региону "Объединенная Восточная Европа".

С конца 2012 года начался процесс аудита сетей фирменных СТО Volvo и Renault Trucks для создания объединенной двухбрендовой сети, которая включит свыше 70 СТО и станет крупнейшей и географически наиболее протяженной в России.

Кроме того, подразделение Renault Trucks Россия переведено на схему прямых продаж клиентам (как это делает Volvo Trucks Россия), отказываясь от сбытовой политики через независимых дилеров. Это позволило гармонизировать процесс продаж и создать линейку продуктов Volvo и Renault Trucks с четким сегментированием под нужды клиентов объединенной компании.

Вывод в прошлом году на рынок новой серии Volvo FH, а также полное обновление будущим летом модельной гаммы Renault Trucks позволит объединенной компании уже в ближайшее время предлагать клиентам самые современные грузовые автомобили. С 2014 года обновленная техника обоих брендов начнет производиться на заводе Volvo Group в Калуге.

Кстати, в 2012 году подразделением Volvo Trucks Россия было продано 6976 грузовых автомобилей Volvo, что на 34% больше, чем в 2011 году (5223 ед.). На заводе Volvo Group в Калуге было произведено 4387 ед. грузовой техники Volvo (рост в 17%). Также в 2012 году в Россию завезено 2162 подержанных грузовых автомобилей Volvo (падение объема в 10%). Совокупно же продажи новых и подержанных грузовых автомобилей под маркой Volvo составили 9138 ед. (рост 20%), что является наилучшим показателем среди всех иностранных брендов на российском рынке.

Подразделением Renault Trucks Россия в 2012 году реализовано 1642 грузовых автомобиля под маркой Renault (рост 22%). Из них 1572 ед. были произведены на заводе Volvo Group в Калуге (рост 19%). На 11% увеличился ввоз подержанных грузовиков (1294 шт.). Таким образом, продажи новых и подержанных грузовиков марки Renault составили 2936 ед. (рост 17,5%).

Доля рынка совокупных продаж новой и подержанной тяжелой грузовой техники иностранных брендов (без учета китайских производителей) в 2012 году для Volvo Trucks - 19,8%, для Renault Trucks - 6,4%. Доля общего рынка продаж новой тяжелой иностранной грузовой техники, подержанной иностранной грузовой техники и новой российской и стран СНГ для Volvo Trucks - 7,5%, для Renault Trucks - 2,4%.

Как сообщил "РГ" Дмитрий Швед, директор по операционному маркетингу компании "Ивеко Руссия", в сегменте тяжелых грузовиков продажи компании Iveco растут вместе с рынком. В этом году компания рассчитывает на двукратное увеличение продаж в подсегменте седельных тягачей в связи с выходом на рынок в марте нового "флагмана" Stralis HI-WAY, получившего титул Truck of the Year 2013.

Также позиции Iveco традиционно сильны во внедорожном сегменте рынка: Iveco Trakker заслуженно пользуется интересом у компаний, эксплуатирующих технику в Сибири в условиях практически полного отсутствия нормальных дорог. Кроме того, активно идет продвижение сверхтяжелых грузовиков ASTRA, суббренда Iveco. В сегменте сверхтяжелой техники у компании практически нет конкурентов.

Заметно увеличился спрос на продукцию Iveco со стороны компаний сектора FMCG. Уже зафиксирован рост продаж магистральных тягачей Stralis в составе автопоездов c прицепами, а также шасси Iveco Stralis 190 4x2 с надстройкой. Взрывной спрос со стороны логистических и FMCG-компаний наблюдается и на модель Eurocargo - семейство автомобилей с полной массой от 9 то 18 тонн - благодаря ее крайне привлекательной цене и совокупности технических характеристик (малый радиус поворота, отличная обзорность, низкий расход топлива, наличие автоматической коробки передач), делающих эксплуатацию машины крайне эффективной в городских условиях.

В 2013 году компания прогнозирует рост порядка 5-7%. Продажи других европейских автомобилей, по мнению Дмитрия Шведа, будут иметь ту же динамику. В свою очередь Iveco нацелена на существенное увеличение доли на рынке благодаря новым моделям Stralis и Trakker, а также роста продаж Eurocargo. В долгосрочной перспективе компания ожидает спрос на грузовые автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, в первую очередь на компримированном природном газе - метане. Iveco имеет полный модельный ряд газовых автомобилей, потребляющих в среднем в 3 раза меньше топлива по сравнению с дизельными аналогами в пересчете на рубли.

В марте 2013 года Scania объявила о появлении новой модели под названием Scania Streamline - ее презентация состоялась 21 марта. Scania Streamline - это название грузовых автомобилей для дальних перевозок серии G и R. Новая модель отличается низким потреблением топлива, и тем самым позволяет сократить расходы. Scania Streamline отличается новым экстерьером с низким лобовым сопротивлением и полным набором воздушных дефлекторов. Для увеличения времени полезного использования автомобиля и оптимизации сервисного обслуживания в режиме удаленного доступа применяется загрузка данных по диагностике автомобиля. Продажи Scania Streamline в России начнутся летом этого года.

Изменения коснулись и строительной техники. Комплектные самосвалы Scania - производства завода "Скания-Питер", в г. Санкт-Петербург - теперь предлагаются в специальном исполнении. Разработанная конструкция кабины и шасси предназначена для тяжелой работы: усилена конструкция бампера, благодаря стальной защите двигателя и навесного оборудования увеличен угол переднего въезда, кабина дооборудована дополнительными фарами и их специальной защитой. Модельный ряд силовых агрегатов увеличен и включает двигатели мощностью 400, 440 и 500 л.с. рабочим объемом 13 л.