Рынок крупнотоннажных грузовиков за 2012 год вырос на 17,4 процента
"При этом в 2012 году был установлен новый рекорд продаж за последние пять лет, - сообщил "РГ" Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства "Автостат". - Предыдущий максимальный результат был достигнут в 2008 году (88,6 тыс. шт.).
А вот в Европе дела обстоят намного хуже, рынок грузовых автомобилей пошел на убыль. "В Европе продажи грузовых автомобилей, наоборот, сильно сократились. В сегменте средних грузовиков спад составил 13,3%, продажи тяжелых грузовиков упали на 9,4%, - пояснил Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса Europlan. - На этом фоне прирост продаж грузовых автомобилей в обоих сегментах в России внушает оптимизм". По данным Euroрlan, продажи средних и тяжелых грузовых автомобилей на российском рынке за 2012 год суммарно выросли на 13,4%, при этом продажи средних грузовиков выросли на 3,6%, а грузовиков полной массой свыше 16 тонн - на 17,4%.
Рост рынка в прошлом году был неравномерным. Летом резко подскочил импорт грузовиков, поскольку европейские и китайские автоконцерны старались продать побольше машин до введения утилизационного сбора. Рост импорта привел к некоторому снижению на рынке доли российских грузовиков. А после введения утилизационного сбора объемы импорта снизились и темпы роста продаж замедлились. Выиграли производители, имеющие сборочные предприятия на территории РФ.
В этом году, как считает генеральный директор компании "МБ Тракс Восток" Борис Биллих, спрос на тяжелые грузовики будет стабильным и рост рынка повторит уровень прошлого года. "В долгосрочной перспективе рынок грузового транспорта в России привязан к состоянию экономики, и его развитие зависит от того, как будет развиваться экономика России, - пояснил эксперт. - Мы смотрим на это развитие с оптимизмом и считаем, что перспектива вполне благоприятная, но одновременно видим, что конкуренция в сегменте грузовиков растет".
Ну а расстановка сил на рынке изменилась несильно. Несмотря на то что иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, КАМАЗ им обогнать не удается. "Автомобили этой марки занимают долю свыше 30%, что эквивалентно 31,5 тысячи единиц (продажи выросли на 1,7%), - говорит Азат Тимерханов. - На втором месте, с серьезным отставанием, находится белорусский производитель крупнотоннажной техники - Минский автозавод. Его продукция разошлась тиражом в 13,4 тысячи автомобилей, что превышает показатель годичной давности на 16,2%. Далее с идентичными показателями (по 8 тысяч машин) следуют немецкий MAN и шведский Volvo, доля каждого из которых составила почти 8%. Если первая марка смогла прибавить за год только 6,5%, то вторая - чуть более четверти. Замыкает же пятерку лидеров китайский бренд Shaanxi (7,4 тыс. шт.), демонстрирующий наибольший рост (+179,6%) в представленном сегменте".
Впрочем, расстановка сил может измениться после слияния МАЗа с КАМАЗом. КАМАЗ в результате сделки может стать монополистом на рынке тяжелых грузовиков не только в России, но и на территории всего Таможенного союза. Но это дело будущего, а пока на российском рынке растет доля импортных тяжеловесов.
"Иностранные производители наращивают свою долю на российском рынке, - согласен Азат Тимерханов. - Такая тенденция, скорее всего, сохранится и в будущем, поскольку ряд компаний имеют собственное производство в РФ, а другие также собираются открыть автозаводы". Но это не значит, что иностранцы "задавят" отечественное грузовое автомобилестроение. Во всяком случае, в компании Scania не видят в этом ничего плохого. "Все большее количество иностранных производителей открывают производства в России, создают совместные предприятия с отечественными производителями, - сообщили "РГ" в компании Scania. - На наш взгляд это хорошая тенденция, ведь в конечном итоге покупатель получит более конкурентоспособный и эффективный автомобиль".
Не думает, что российских автомобилестроителей ждет забвение, и Борис Биллих: "Мы не считаем, что отечественный производитель уйдет с рынка, потому что видим, например, как КАМАЗ улучшает потребительские свойства своих автомобилей, и не считаем, что рост продаж иностранных грузовиков приведет к краху отечественных заводов".
Рынок грузовых автомобилей не смог бы показать такой рост без государственной поддержки, считают эксперты. "Рынок новых грузовиков получил мощную поддержку в виде так называемого утилизационного сбора, введенного 1 сентября 2012 года, который ставит мощный барьер на пути проникновения в Россию подержанной техники, - пояснил Азат Тимерханов. - Также в 2013 - 2014 годах рынок поддержит реализация федеральных проектов. В частности, спрос на грузовики поддержат те регионы, в которых планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу. А также в 2013 году увеличится на 10% размер Федерального дорожного фонда. В последующие годы объем фондов будет увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Для дорожного строительства потребуется тяжелая грузовая техника".
Также на спросе могут отразиться и другие меры, принимаемые властями. "Из-за запрета въезда тяжелых грузовиков на МКАД, - приводит пример Александр Михайлов, - возможны кратковременные всплески покупок, например, средних грузовиков. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от стратегического баланса внутреннего производства грузовых автомобилей и импортируемых машин".
Обновление парков напрямую зависит и от того, как чувствует себя экономика. Традиционно покупка автомобиля крупными компаниями-перевозчиками и строителями сопровождается применением финансовых продуктов, таких как лизинг, а наиболее комфортные условия возможны тогда, когда экономика бурно развивается, а не стагнирует. Если состояние экономики предполагает удобное клиентское финансирование и развитие других отраслей, параллельных с транспортной, то обновление будет идти в штатном режиме и парк иностранных грузовиков будет расти.
По оценкам Александра Михайлова, его объем лизинга вырос по итогам 2012 года на 19% в денежном выражении. "В приобретениях лизингополучателями грузовых автомобилей лидируют те же марки, что и в общих объемах продаж, - замечает эксперт. - В сегменте средних грузовиков это ГАЗ, реализовавший в России 12,4 тысячи машин (+5,1%), Hyundai (6,8 тысячи, -1,2%), КАМАЗ (3,37 тысячи, -15%), Mitsubishi (2 тыс. шт.) и Foton (1,85 тыс. шт.), показавшие выдающиеся темпы роста (88 и 122% соответственно). В сегменте тяжелых грузовиков это КАМАЗ (31,5 тыс., +1,7%), МАЗ (13,7 тыс., +16,2%), MAN (8 тыс. шт., +3,3%) и Volvo (8 тыс. шт., +25,2%)".
Но не все так позитивно на рынке грузовых автомобилей, есть и негативные факторы, влияющие на стратегическую динамику рынка. "Ситуация с недобросовестным ввозом китайских грузовых автомобилей, не соответствующих нормам Евро-3 и 4, требует решения, - считает Александр Михайлов. - И от того, как будет решена эта проблема, будет зависеть развитие рынка и повторение или не повторение сценария 2008 года, когда китайские грузовики, часто невысокого качества, быстро заполонили рынок".
Чтобы увеличить продажи, в том числе и на российском рынке, некоторые зарубежные автопроизводители объявляют различные акции. Так, компания DAF недавно запустила программу "First Choice" для автомобилей не старше 5 лет с пробегом не более 500 000 км. Грузовые автомобили предлагаются с заполненной сервисной книжкой и находятся в превосходном состоянии благодаря проверкам и обслуживанию в дилерском центре. Дилерская проверка включает почти 200 отдельных контрольных точек. Для полной уверенности в качестве приобретаемого автомобиля First Choice дилер DAF предоставляет полугодовую гарантию на трансмиссию. Дополнительно можно заключить договор на проведение ремонтных работ и обслуживание, а также воспользоваться выгодными программами кредитования.
Недавно компания "Вольво Восток" провела пресс-конференцию по итогам деятельности в 2012 году грузовых подразделений "Volvo Trucks Россия" и "Renault Trucks Россия". Генеральный директор Питер Андерссон рассказал, что стратегические цели объединенной компании ориентированы на повышение удовлетворенности клиентов, увеличение доли на рынке, расширение предложения продуктов и услуг и повышение доходности сделок для дальнейшего роста конкурентоспособности. Для этого планируется развивать объединенную сервисную сеть, совершенствовать культуру обслуживания и продаж.
Так, подразделение концерна Volvo Group - Group Trucks Sales and Marketing - было разделено на 4 региона продаж. Российский рынок, наряду с украинским, турецким и белорусским, будет относиться к региону "Объединенная Восточная Европа".
С конца 2012 года начался процесс аудита сетей фирменных СТО Volvo и Renault Trucks для создания объединенной двухбрендовой сети, которая включит свыше 70 СТО и станет крупнейшей и географически наиболее протяженной в России.
Кроме того, подразделение Renault Trucks Россия переведено на схему прямых продаж клиентам (как это делает Volvo Trucks Россия), отказываясь от сбытовой политики через независимых дилеров. Это позволило гармонизировать процесс продаж и создать линейку продуктов Volvo и Renault Trucks с четким сегментированием под нужды клиентов объединенной компании.
Вывод в прошлом году на рынок новой серии Volvo FH, а также полное обновление будущим летом модельной гаммы Renault Trucks позволит объединенной компании уже в ближайшее время предлагать клиентам самые современные грузовые автомобили. С 2014 года обновленная техника обоих брендов начнет производиться на заводе Volvo Group в Калуге.
Кстати, в 2012 году подразделением Volvo Trucks Россия было продано 6976 грузовых автомобилей Volvo, что на 34% больше, чем в 2011 году (5223 ед.). На заводе Volvo Group в Калуге было произведено 4387 ед. грузовой техники Volvo (рост в 17%). Также в 2012 году в Россию завезено 2162 подержанных грузовых автомобилей Volvo (падение объема в 10%). Совокупно же продажи новых и подержанных грузовых автомобилей под маркой Volvo составили 9138 ед. (рост 20%), что является наилучшим показателем среди всех иностранных брендов на российском рынке.
Подразделением Renault Trucks Россия в 2012 году реализовано 1642 грузовых автомобиля под маркой Renault (рост 22%). Из них 1572 ед. были произведены на заводе Volvo Group в Калуге (рост 19%). На 11% увеличился ввоз подержанных грузовиков (1294 шт.). Таким образом, продажи новых и подержанных грузовиков марки Renault составили 2936 ед. (рост 17,5%).
Доля рынка совокупных продаж новой и подержанной тяжелой грузовой техники иностранных брендов (без учета китайских производителей) в 2012 году для Volvo Trucks - 19,8%, для Renault Trucks - 6,4%. Доля общего рынка продаж новой тяжелой иностранной грузовой техники, подержанной иностранной грузовой техники и новой российской и стран СНГ для Volvo Trucks - 7,5%, для Renault Trucks - 2,4%.
Как сообщил "РГ" Дмитрий Швед, директор по операционному маркетингу компании "Ивеко Руссия", в сегменте тяжелых грузовиков продажи компании Iveco растут вместе с рынком. В этом году компания рассчитывает на двукратное увеличение продаж в подсегменте седельных тягачей в связи с выходом на рынок в марте нового "флагмана" Stralis HI-WAY, получившего титул Truck of the Year 2013.
Также позиции Iveco традиционно сильны во внедорожном сегменте рынка: Iveco Trakker заслуженно пользуется интересом у компаний, эксплуатирующих технику в Сибири в условиях практически полного отсутствия нормальных дорог. Кроме того, активно идет продвижение сверхтяжелых грузовиков ASTRA, суббренда Iveco. В сегменте сверхтяжелой техники у компании практически нет конкурентов.
Заметно увеличился спрос на продукцию Iveco со стороны компаний сектора FMCG. Уже зафиксирован рост продаж магистральных тягачей Stralis в составе автопоездов c прицепами, а также шасси Iveco Stralis 190 4x2 с надстройкой. Взрывной спрос со стороны логистических и FMCG-компаний наблюдается и на модель Eurocargo - семейство автомобилей с полной массой от 9 то 18 тонн - благодаря ее крайне привлекательной цене и совокупности технических характеристик (малый радиус поворота, отличная обзорность, низкий расход топлива, наличие автоматической коробки передач), делающих эксплуатацию машины крайне эффективной в городских условиях.
В 2013 году компания прогнозирует рост порядка 5-7%. Продажи других европейских автомобилей, по мнению Дмитрия Шведа, будут иметь ту же динамику. В свою очередь Iveco нацелена на существенное увеличение доли на рынке благодаря новым моделям Stralis и Trakker, а также роста продаж Eurocargo. В долгосрочной перспективе компания ожидает спрос на грузовые автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, в первую очередь на компримированном природном газе - метане. Iveco имеет полный модельный ряд газовых автомобилей, потребляющих в среднем в 3 раза меньше топлива по сравнению с дизельными аналогами в пересчете на рубли.
В марте 2013 года Scania объявила о появлении новой модели под названием Scania Streamline - ее презентация состоялась 21 марта. Scania Streamline - это название грузовых автомобилей для дальних перевозок серии G и R. Новая модель отличается низким потреблением топлива, и тем самым позволяет сократить расходы. Scania Streamline отличается новым экстерьером с низким лобовым сопротивлением и полным набором воздушных дефлекторов. Для увеличения времени полезного использования автомобиля и оптимизации сервисного обслуживания в режиме удаленного доступа применяется загрузка данных по диагностике автомобиля. Продажи Scania Streamline в России начнутся летом этого года.
Изменения коснулись и строительной техники. Комплектные самосвалы Scania - производства завода "Скания-Питер", в г. Санкт-Петербург - теперь предлагаются в специальном исполнении. Разработанная конструкция кабины и шасси предназначена для тяжелой работы: усилена конструкция бампера, благодаря стальной защите двигателя и навесного оборудования увеличен угол переднего въезда, кабина дооборудована дополнительными фарами и их специальной защитой. Модельный ряд силовых агрегатов увеличен и включает двигатели мощностью 400, 440 и 500 л.с. рабочим объемом 13 л.