Авторов интересует тотальная подмена духовных идеалов материальными, они видят здесь ту дьявольщину, что губит и Россию, и цивилизацию. Фильм начинается как фэнтези про стерильную страну взбесившегося гламура, наполовину русскую, наполовину китайскую, а заканчивается сущей феллиниадой, которая, в свою очередь, вызовет множество ассоциаций, то с фарсовыми кошмарами Босха, а то и с злополучной "Анной Карениной". Здесь есть что посмотреть, есть о чем подумать и даже есть что послушать. Я имею в виду превосходный саундтрек Леонида Десятникова - он играет в фильме не менее важную роль, чем Максим Суханов, предстающий здесь в образе министра недр. На фестивале в Берлине на эту картину был настоящий лом, отзывы в прессе были восторженными. У нас она мало где шла и ее мало кто видел.
И почти никто не видел драму Александра Митты "Затерянный в Сибири", которая была снята в 1991 году совместно с англичанами, номинирована на "Золотой глобус", прошла по экранам многих стран, но не шла в России. Это история английского археолога, заподозренного советскими спецслужбами в шпионаже и угодившего в ГУЛАГ. Мы ее показываем в связи с юбилеем мастера. Его каждый фильм был прорывом в новый для нашего кино жанр, тему, стиль. Первый в СССР фильм катастроф, первый "школьный фильм", первый исторический мюзикл, первый "фэнтези"... - это все Александр Митта, лауреат нашего приза "За выдающийся вклад в киноискусство".
А выходные на фестивале отданы великому драматургу Александру Островскому по случаю его 190-летия. Суббота и воскресенье - дни уже не "второй премьеры", а настоящей, первой. К зрителям впервые выходит масштабный труд режиссеров Олега Бабицкого и Юрия Гольдина - экранизации четырех пьес Островского, объединенные названием "Темное царство": вы сможете выбирать из комедий "Лес", "Таланты и поклонники", "Бешеные деньги" и "Свои люди - сочтемся". Авторы проекта надеялись создать собрание пьес драматурга в двадцати фильмах - но, увы, экономика нашего кино диктует свои условия.
Другой проект, тоже связанный с "русским Шекспиром", осуществил Игорь Масленников, известный по фильмам о Шерлоке Холмсе и по "Зимней вишне". Фестиваль представит его картину "Русские деньги" по комедии "Волки и овцы". Как мы знаем, именно "русские деньги" установили в нашем кинопрокате режим жесточайшей цензуры, в результате которого ни одна серьезная картина не имеет шансов дойти до зрителей. Предполагается, что зрителям этого и не нужно. И мы счастливы, что зрительская реакция на фильмы "Дубль дв@" это убедительно опровергает.
"Искупление",
реж. Александр Прошкин
Идеей искупления одержимы все персонажи повести и фильма. Переосмысление трагедии войны
с точки зрения процессов космических, вселенских, библейских, конечно, стало возможным лишь на большом отдалении от тех событий. Сложно представить, чтобы послевоенные, да и более поздние советские фильмы содержали раздумья
о библейском порядке числа жертв войны и поиске смысла этого жертвоприношения для исполнения времен и наступления Апокалипсиса. Для озвучивания такой отстраненной, если не сказать - безжалостной, мысли должно было пройти немало времени.
Ольга Юсова
Фильм неожиданно был воспринят мной как одна из самых оптимистичных картин, снятых в последние годы про "ту эпоху". Казалось бы, разруха, предательство, гибель близких, но... сквозь всё это прорастают чувства и надежды чистые и светлые, апогеем которых в финале становятся купание младенцев и всё-таки загорающийся свет в окнах.
В фильме нет деления на черное и белое, так нужного сейчас большинству зрителей, которые
не привыкли воспринимать все через призму своего жизненного опыта и самим ставить "оценки".
Александр Егоров
В субботу
Режиссер Александра Миндадзе
Мишень
Режиссер Александр Зельдович
Дни Александра Островского
Темное царство
Режиссеры Олег Бабицкий и Юрий Гольдин