Расширение палаты будет происходить за счет включения в нее представителей регионов. Согласно новому порядку, 40 членов ОП станет назначать президент, 83 будут делегироваться общественными палатами регионов и еще 43 определятся по результатам интернет-голосования. "Мы здесь впервые в истории российского законотворчества ставим вопрос о закреплении в законе интернет-голосования", - сказал один из инициаторов законопроекта, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Он же объяснил, зачем требуется включить в состав Общественной палаты представителей всех регионов: "Сложилась ситуация, когда десять регионов ни разу не были в ней представлены. Представляете, что это такое? Каждый восьмой регион не представлен. Причем это не глубинка какая-то, не медвежьи углы, о которых забыли. Это Ивановская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Кировская и Оренбургская области, Удмуртия, ну и такие мощнейшие регионы, как Алтайский и Забайкальский края".
Дипазон мнений о месте Общественной палаты в системе отечественной демократии широким не назовешь. Есть две принципиальных точки зрения. Первая: Общественная - площадка для диалога между властью и обществом. Вторая: диалога не происходит, Общественная палата накрепко встроена в пресловутую "вертикаль". Первую точку зрения высказывает власть и парламентское большинство, вторую - оппозиция. Само наличие этих полярных суждений и публичное их столкновение уже можно отчасти считать диалогом. Правда, его ведут депутаты, лидеры партий, уличные ораторы. Население же в большинстве своем мало интересуется деятельностью ОП и даже не всегда знает о существовании этого органа. По данным "Левада-центра", 40 процентов опрошенных не знают об Общественной палате, 30 процентов считают ее декоративным органом, 15 процентов думают, что она имеет реальный политический вес и еще 15 процентов затрудняются с ответом. При этом мало кто помнит, что идея создать Общественную палату принадлежит Владимиру Путину. Сразу после бесланских событий, выступая на расширенном заседании правительства, он сказал: "Считаю продуманной идею образования общественной площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых решений, и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны".
Будет ли Общественная палата в ее новом, расширенном составе в той или иной степени ангажирована властью? Наивный вопрос. Разумеется, власть видит в ОП инструмент своего влияния на общество. Разумеется, хочет, чтобы это влияние было максимально эффективным. Такова природа любой власти. В странах развитой демократии существуют всевозможные консультативные советы и комиссии, к работе в которых привлекаются представители общества. Присутствие в подобных органах людей, лояльных власти, - еще не признак авторитаризма. Его признак - отсутствие там несогласных. Вот с этой точки зрения любопытно будет взглянуть на 40 фамилий в президентском списке. Окажутся ли в нем только хирург Лео Бокерия, академик Евгений Велихов, телеведущая Тина Канделаки, прочие люди, облеченные высочайшим доверием. Или рядом мы обнаружим и другие известные имена, не всегда ласкающие президентский слух. Отбор, произведенный Путиным, скажет о предназначении Общественной палаты лучше любых деклараций. Не менее показательным станет и то, какие общественные организации получат представительство в палате.
Расширяется не только количественный состав ОП. Постоянно расширяются и ее полномочия (во всяком случае - продекларированные). Например, Общественная палата стала участником законотворческого процесса. Ей предоставлено право на экспертизу законопроектов. С недавних пор все они, прежде чем поступить на рассмотрение в Госдуму, должны направляться в ОП. Означает ли это, что Общественная палата теперь способна диктовать свою волю законодателям? Нет, разумеется. Корректировать проекты с учетом экспертной оценки депутаты могут, но не обязаны. Проекты законов направляются для ознакомления и в правительство, и в президентскую администрацию, и губернаторам, и в Совет Федерации, и в региональные законодательные собрания. Все эти инстанции тоже вправе высказывать свое мнение, но в каком виде принимать закон - это решают депутаты Госдумы. Экспертные же оценки служат согласованию интересов, позволяют представителям разных ветвей власти и представителям общества влиять на законотворческий процесс. Общественная палата выносила отрицательные экспертные заключения по законопроектам о судебных приставах, о служебной тайне, о воинской обязанности и военной службе, об основных гарантиях оппозиционной деятельности в РФ... Но что там лукавить, рекомендации ОП принимаются, как правило, лишь тогда, когда они совпадают с позицией парламентского большинства, которое, в свою очередь, ориентируется на позицию исполнительной власти.
Сумеет ли Общественная палата увеличить свое влияние на жизнь страны после того, как ее состав расширится, не станем гадать. Трудное это занятие - в Госдуме, где лоббируются интересы власти, бизнеса, политических партий, быть лоббистами интересов общества.