Регионам ЦФО рекомендуют создавать туристические кластеры

Тема развития внутреннего туризма была поднята на заседании Совета при полномочном представителе президента в ЦФО по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

Как выяснилось в ходе обсуждения, прошедшего в режиме видеоконференции, проблема туристской привлекательности территорий в действительности является проблемой далеко не во всех регионах. Руководитель профильного федерального агентства Александр Радьков, в частности, положительно оценил опыт Рязанской, Ивановской и Ярославской областей, где созданы туристические кластеры. По тому же пути идет и Калуга.

- Пилотные проекты показали хорошие результаты и стали мощным стимулирующим фактором развития отрасли в формате государственно-частного партнерства, - отметил Александр Радьков. По его словам, максимальная эффективность кластеров обеспечена за счет "сосредоточения на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающих производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также смежной деятельностью".

Речь идет о целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ". В ее рамках из федерального бюджета регионам дают средства на реализацию привлекательных инвестиционных проектов.

- В прошлом году на развитие туристско-рекреационного комплекса страны было выделено 9,1 миллиарда рублей, в 2013-м предусмотрено 9,5, - сообщил Александр Радьков. - Регионы в 2012 году получили субсидии более чем на два миллиарда рублей. Кроме того, ими было привлечено свыше 3,6 миллиарда рублей от частных инвесторов.

В качестве примера был приведен опыт Ярославской области, которую считают столицей "Золотого кольца". Федеральные субсидии здесь тратят, в основном, на создание инфраструктуры - строительство дорог, газо- и электроснабжение и другое. Понимают, что туриста надо привлекать не только достопримечательностями, уже во многих регионах. Если к памятнику нет хорошей автотрассы, если в районе нет хорошей гостиницы, как туда "заманить" гостя?

- Центральная Россия отличается уровнем развития этого сектора экономики, но и здесь имеющиеся ресурсы используют не полностью, - отметила заместитель полпреда президента в ЦФО Ольга Атюкова. - Туристская индустрия находится на стадии реформирования, однако динамика рынка говорит о тенденции к росту количества туристов.

По ее мнению, создание туристических кластеров "является одним из эффективных инструментов развития отрасли", а регионам к тому же надо заниматься созданием и развитием новых перспективных видов туризма. Кстати, на заседании прозвучала мысль о том, что для ЦФО следует разработать единую программу развития туризма, в рамках которой появились бы и новые межрегиональные туристические маршруты, подобные "Золотому кольцу". Вопрос в том, готовы ли регионы к такому объединению?

Уровень готовности, действительно, разный. Например, Орловская область в федеральную "туристическую" программу не попала. Хотя, как говорят в местном правительстве, для вхождения в нее здесь делают все возможное. Пока федеральное финансирование орловцы получают по программе "Культура России", при том, что потенциал у региона огромен. Недаром Орловщину неофициально называют "третьей литературной столицей России". Подсчитано, что к ней имеют отношение почти две сотни писателей.

Если к памятнику нет ровной автотрассы, если в районе нет хорошей гостиницы, как туда заманить гостя?

Кстати, местные энтузиасты предлагали закрепить за Орловщиной вышеупомянутый бренд. Такую идею еще два года назад подал, в частности, доцент Орловского госуниверситета Владимир Петрунин. Он изложил ее в заявке на участие в областном конкурсе PR-проектов, посвященных 450-летию основания Орла. Ученый сослался на опыт Казани, которая в 2009 году зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки "Третья столица России", "Третья столица", "Третий город России" и "Третий город".

Это дает право использовать бренд, например, на международных форумах и выставках. Затраты на такую работу по бюджетным меркам смехотворны - несколько десятков тысяч рублей. Другое дело, что этим надо заниматься. В Орле много говорят о достижениях в сфере развития туризма, но даже обычный путеводитель по городу и области купить в киоске проблематично. А туристу тяжело найти действительно стоящий сувенир, который ассоциировался бы именно с Орлом. В лавках предлагают магниты на холодильник, брелоки, тарелки и часы, куклы, картины - но такие сувениры можно купить в любом городе.

В то же время в Орле влачит жалкое существование уникальный "литературный уголок", известный как "Дворянское гнездо". Лишь в последние годы власти обратили на него внимание. "Дворянку" с расположенным на ней "Домом Лизы Калитиной", описанным в романе Ивана Тургенева, обещают привести в порядок к 2016 году, когда Орел и отметит 450-летний юбилей.

Но есть мнение, что этого недостаточно. "Дворянское гнездо" при желании можно превратить в туристический кластер, тем более что такой проект был презентован и получил поддержку общественности еще несколько лет назад. Он предполагает строительство "исторического квартала", лодочной станции, гостиниц, музеев, сувенирных мастерских, эстрады... Власти уверяют, что создать все это за бюджетный счет в нынешних условиях невозможно, но и источника финансирования нет.

С инвестициями в сфере туризма дела вообще обстоят неважно. Достаточно сказать, что участниками областной целевой программы стали лишь Орел и четыре муниципальных района. В правительстве региона отмечают всего несколько частных проектов, имеющих хорошую перспективу. Один из них реализуют в Болховском районе - крае, богатом храмами. А в Новосильском районе инвестор сделал ставку на спортивный туризм - туда съезжаются парапланеристы.

Впрочем, по словам начальника облуправления культуры и архивного дела Аллы Егоровой, в регионе все же взят курс на создание если не кластеров, то рекреационных туристических зон. Четыре из них - город Орел, национальный парк "Орловское Полесье", музей-заповедник Ивана Тургенева "Спасское-Лутовиново" и Болховский район - вошли в областную программу развития туризма и признаны местным правительством приоритетными. Их и предложит регион для включения в единую программу развития туризма в ЦФО, если такая будет создана.

Вклад туристической отрасли в экономику региона пока невелик по сравнению с ее потенциалом. И все же, по словам Аллы Егоровой, ежегодно туристские объекты Орловщины посещают свыше 330 тысяч экскурсантов, а сумма налоговых поступлений от предприятий туризма в бюджеты всех уровней достигает 125 миллионов рублей.

Пока же ставку регион делает, видимо, на деловой туризм. "Лямку" тянет крупный инвестор, уже создавший в Орле многофункциональный туристический центр и обещающий построить крупнейший в Европе аквапарк. Надо понимать, что использовать его исключительно для орловцев будет слишком неэффективно.