Владимир Журавлев - о пластинке "Портрет в джазе" Билла Эванса

В самом начале 1960 года на джазовом лейбле "Riverside" вышла пластинка "Portrait in jazz" ("Портрет в джазе") с несколько необычной для того времени обложкой. Она состояла из одной лишь фотографии молодого человека в очках, с серьезным лицом и аккуратной прической. Строгий костюм делал его еще более непохожим на джазового музыканта и, скорее, позволял предположить, что он преподает точные науки в университете или - еще проще - является офисным работником.

Самоуглубленный, отстраненный взгляд этого человека совсем не сочетался с экстравертной природой фортепианного джаза тех лет. Тем не менее именно ему предстояло полностью реформировать игру на рояле, прежде всего с точки зрения ансамблевого взаимодействия. Звали этого молодого и подававшего огромные надежды музыканта Билл Эванс. Всего несколько месяцев назад он покинул ансамбль Майлза Дэвиса, записав с ним легендарную пластинку "Kind of Blue” ("Оттенок грусти"), и теперь был намерен стать лидером собственного коллектива. Наиболее оптимальным Эванс считал для себя состав трио - фортепиано, контрабас, ударные. С этим ансамблем он больше всего ассоциируется историками музыки до сих пор.

Ранее у Эванса уже был опыт записи в составе трио. Свою первую пластинку в качестве ансамблевого лидера "New Jazz Conceptions”("Новые джазовые концепции") он записал в 1956 году с контрабасистом Тедди Котиком и ударником Полем Мотьяном. Эванс еще находился под сильным влиянием кумира своей юности Бада Пауэлла, но его яркая индивидуальность проявилась уже тогда, особенно при исполнении баллад и в сочинении собственных композиций. "New Jazz Conceptions” представили его "Waltz for Debby" ("Вальс для Дебби"), который позже станет самой известной композицией Эванса. Успех лидера трио был закреплен на следующей пластинке 1958 года "Everybody Digs Bill Evans" ("Каждый хвалит Билла Эванса), которую он записал с контрабасистом Сэмом Джонсом и ударником Филли Джо Джонсом. На обложку были помещены хвалебные отзывы об Эвансе ведущих джазовых музыкантов тех лет, включая Майлза Дэвиса и Джорджа Ширинга.

В конце 1959 года Эванс понимал, что готов записать еще одну пластинку, которая будет значительно отличаться от предыдущих двух. Он наконец-то нашел коллектив, который так долго искал, - ударника Поля Мотьяна и 23-летнего контрабасиста Скотта ЛаФаро. Последний уже тогда поражал не только техническим совершенством (он добивался почти что гитарной легкости звучания при игре на контрабасе), но и своей музыкальной зрелостью, уникальной для столь молодого музыканта. Обладая таким потенциалом, ЛаФаро, естественно, не мог все время отсиживаться в аккомпанементе ритм-секции и постоянно рвался вперед. Таким образом, "Portrait in Jazz" стал первой пластинкой Эванса, на которой он решил значительно расширить ансамблевое взаимодействие солистов, испробовав концепцию так называемой "триединой импровизации", когда все три музыканта находятся на переднем плане и как бы ведут совместную беседу между собой. Здесь это наиболее слышно в первой части трека "Autumn Leaves", где партнеры демонстрируют свою ансамблевую чуткость, способность предугадывать мысли друг друга и четко воплощать это предслышание музыкально.

 

Впрочем, концепция триединой импровизации достигнет своего апогея только спустя два с половиной года в клубе "Village Vanguard", где трио сделает свои самые известные записи. На "Portrait in Jazz" Билл Эванс пока что ощущается четким лидером, хотя даже в аккомпанементе и ЛаФаро, и Мотьян невероятно выразительны. Особенно они проявляют себя в обоих тейках "Blue in Green", подчеркивая то задумчивое, сосредоточенное, отстраненно-мечтательное настроение, которое создает своей игрой Эванс. Взаимодействие трех музыкантов здесь можно назвать музыкальной нирваной.

 

И это еще одна особенность "Portrait in Jazz". Эванс, несомненно, мыслил концептуально, но его концептуальность была бы сухой теорией, не будь он настолько музыкальным. На этом альбоме пианист, обладавший красивейшим поющим звуком, явил, пожалуй, не виданные доселе в джазе интровертность, сосредоточенность, рафинированность, утонченность как в лирике, так и свинге. Все эти качества будут ассоциироваться с ним и впоследствии, однако мало когда и с кем Эванс пребывал в такой душевной гармонии с самим с собой, как на этой пластинке.  В чем, несомненно, большая заслуга его партнеров по трио, которые сумели  уловить душевные колебания своего лидера и создать вместе с ним полнейшее музыкальное триединство. Даже на тех номерах (а на этой пластинке их пока большинство), где им формально отводилась аккомпанирующая роль.

Spring Is Here

 

What Is This Thing Called Love