Россия занимает одно из лидирующих мест на мировых рынках нефти, нефтепродуктов, природного газа и энергетических углей, на рынке технологий и оборудования для нужд ядерно-энергетического комплекса, но практически не присутствует на рынке возобновляемой энергии, энергосервисных услуг и энергосберегающего оборудования, региональных рынках электроэнергии и на рынке торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Главное для нас - чтобы наши сильные позиции на мировом рынке энергоносителей не стали системным препятствием для полноценного и передового технологического, структурно разнообразного развития национальной экономики, в том числе для реализации ресурсно-инновационного сценария развития энергетического сектора.
Инновационное развитие ТЭК - ключевая задача российской энергетической политики, требующая перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов его переработки. Принятие Госдумой в марте 2003 года пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики позволило обеспечить функционирование и развитие отрасли в условиях рынка. Несмотря на то что внедренная в электроэнергетику модель работоспособна, она накопила немало вопросов, которые необходимо оперативно решать. Это прежде всего проблема перекрестного субсидирования, функционирование рынка мощности, также большое внимание необходимо уделить розничному рынку и его взаимодействию с оптовым, работе энергосбытовых компаний. Эти проблемы требуют скорейших решений, в том числе законодательных.
Многочисленные проблемы накопились в теплоэнергетике. За последние 20 лет инвестиций в теплоэнергетику практически не было. Износ достиг критических размеров - до 70%. Особенно сложное положение с тепловыми сетями. В среднем в стране ежегодно перекладывается 2% сетей, необходимо 6%. Низка надежность теплоснабжения и крайне высоки потери тепловой энергии на всем цикле от производства до потребления.
Искать решение этих проблем и будут эксперты ММЭФ-2013.