Наиболее существенные изменения, предложенные законопроектом, - это нормы о передаче в налоговые органы в электронном виде данных о наличной выручке через специальных лиц - операторов фискальных данных, а также повышенные меры административной ответственности за неприменение законодательства о ККТ. Штраф планируется установить в размере, кратном сумме денежных средств, полученных за период неприменения или использование кассовой техники, не отвечающей установленным нормам. Для граждан штраф составит от 3/4 до одного размера такой суммы, но не менее 1500 руб., для должностных лиц - от 3/4 до одного размера, но не менее 3000 руб., а для юридических лиц - от 3/4 до одного размера, но не менее 30 000 руб.
Кроме того, законодатель намерен увеличить срок давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. Введена серьезная ответственность за неправомерные действия при технической поддержке ККТ (до 100 тыс. руб.). Не останутся без мер ответственности и операторы фискальных данных, допустившие недостоверную, неполную или несвоевременную передачу информации о наличных расчетах в налоговые органы.
Введение нового фискального режима, по замыслу минфина, обеспечит эффективность налогового контроля за полнотой декларируемой выручки преимущественно малым и средним бизнесом в сфере торговли и услуг. Налоговый контроль будет осуществляться в том числе путем выявления зон риска совершения правонарушений в связи с оборотом наличности и проведения точечных проверок совместно с правоохранительными органами, а также путем обмена информацией с ними.
"Нововведения призваны вывести на новый, более цивилизованный уровень электронного администрирования отношения между налогоплательщиком и налоговым органом, который, безусловно, потребует финансовых затрат как для налогоплательщика, в обязанность которому будет вменено приобретение ККТ нового поколения, так и для государства на техническое переоснащение налоговых органов. Вместе с тем помимо вопросов финансирования технического переоснащения необходимо будет решать и вопросы, так или иначе связанные со стимулированием к "массовому" переходу на безналичные расчеты. А это и вопросы размеров банковских комиссий за обслуживание счетов для малого бизнеса, и вопросы обеспеченности банкоматами на душу населения, и вопросы качества банковского обслуживания. Решение этих вопросов станет невозможным без взаимодействия минфина в этом направлении и с ЦБ, и с ФАС", - сказала руководитель юридической службы АКГ "Интерком-Аудит" Ольга Демушкина.
По оценкам минфина, треть экономики страны находится в теневом секторе, и подобная мера будет стимулировать бизнес к исключению расчетов наличными деньгами и переходу преимущественно к расчетам в безналичной форме. Помимо этого, министерство отмечает, что переход на применение ККТ с функцией передачи информации позволит повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг. Например, планируется, что кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде и будет доступен потребителю и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть потерян. Как эти нововведения отразятся на предпринимателях? Для спецрежимников (ЕНВД, патентная система налогообложения) по существу ничего не изменится. Остальные (за некоторыми исключениями) обязаны будут применять в расчетах ККТ с функцией передачи информации в налоговые органы, считает заместитель руководителя управления налогового консалтинга "ФинЭкспертизы" Елена Корнетова.
Действующий фискальный режим, предусматривающий фиксацию информации в памяти ККТ и контрольном чеке, будет сохранен только для территорий, отдаленных от сетей связи, кроме городов - только для сельской местности, в которой нет Интернета. Право утверждать перечни таких территорий будет предоставлено регионам.
В целом, по мнению экспертов, можно говорить об ужесточении контроля. А бизнес заявляет о том, что из-за нового порядка вырастут издержки. "Внедрение онлайн-обмена данными между кассовой техникой и фискальными органами повысит себестоимость обслуживания ККТ. Любые техн ические новшества в кассовых аппаратах влекут их удорожание. Это было и с внедрением обязательного использования фискальной памяти ЭКЛЗ (электронной кассовой ленты защищенной) в целях обеспечения сохранности и неизменности сведений о кассовых операциях", - говорит председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. По его мнению, изменения могут стать плацдармом для внедрения налога с продаж. Точнее, для его возврата. Власти уже не первый год заявляют о возможной замене НДС налогом с продаж. "Данный налог собирался с валовой выручки предпринимателя, проходившего через кассовую технику. Впоследствии налог был отменен, поскольку среди предпринимателей был высок процент уклонения от уплаты налогов путем неиспользования ККТ либо внедрения в работу аппаратов "жучков" на обратный отсчет выручки. С введением онлайн-обмена данными эта проблема отпадает. Если данные будут в обязательном порядке "уходить" на серверы налоговых инспекций, у налогоплательщиков будет меньше возможностей укрывать свою выручку. Следовательно, у властей появится инструмент для эффективного собирания данного налога", - считает он.