Псковское УФАС отменило аукцион на строительство газопровода

Псковское управление федеральной антимонопольной службы аннулировало дорогостоящий аукцион на строительство газопровода в поселке Кунья.

Жалобу на техническое задание для аукциона подала компания, которая пыталась составить заявку на участие в торгах. Потенциальный подрядчик высказал претензии по 42 пунктам документации. Заявителя поддержала комиссия УФАС. Как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в управлении антимонопольной службы, в документах, которые должны были определить компанию - строителя газопровода, присутствовали параметры товаров, не существующих в природе, ссылки на устаревшие ГОСТы и несуществующие артикулы.

- Цена контракта составляет почти 146 миллионов рублей, - отмечает заместитель руководителя УФАС по Псковской области Ольга Милонаец. - Конечно, при таком серьезном аукционе заказчику - региональному управлению капитального строительства - следовало потрудиться. Проект был разработан и согласован. Накладки произошли на этапе подготовки технического задания, включавшего в себя стоимость работ. В проекте на строительство газопровода значится одно, в техзадании - другое, в спецификации - третье. Мы понимаем всю социальную значимость строительства газопровода в поселке Кунья. Однако ФАС работает в соответствии с действующим законодательством и не может разрешить проведение аукциона, документация к которому выполнена с грубыми ошибками.

Сейчас антимонопольная служба планирует привлечь заказчика аукциона к административной ответственности. Однако представители управления капитального строительства с решением УФАС не согласны и собираются обжаловать его в арбитражном суде.

- Содержание жалобы фактически сводится к тому, что заявитель просит разъяснить непонятные для него отдельные положения технического задания и проектной документации, - комментирует ситуацию начальник управления пресс-службы администрации Псковской области Оксана Ширан. - По не ясным для нас причинам компания, подавшая жалобу, не обратилась за разъяснениями к заказчику. При этом заявитель сделал вывод, что техническое задание, которое подготовили специалисты управления капитального строительства, не соответствует требованиям Федерального закона "О госзакупках". Хотя в установленные законодательством сроки заявки на участие в аукционе подали девять компаний.

Псковское управление ФАС признало жалобу частично обоснованной, что не помешало антимонопольщикам выдать предписание об аннулировании аукциона. Теперь разбираться, кто прав, а кто виноват, предстоит арбитражному суду. Так или иначе, конкурс на строительство газопровода будет перенесен, предположительно на один-полтора месяца. На это же время как минимум придется отложить газификацию поселка Кунья, где проживает больше трех тысяч человек.

Ситуация, когда антимонопольная служба по тем или иным причинам вмешивается в социально значимые торги, не прецедент для Северо-Западного федерального округа. В начале года санкт-петербургское управление ФАС аннулировало два аукциона на ремонт дорог в Северной столице. Причиной отмены торгов стал дефицит информации в аукционных документах, на основании которых потенциальным подрядчикам было просто невозможно подготовить заявки. Впрочем, заказчик - комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга - отозвал заказы, не дожидаясь предписания УФАС.

В прошлом году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску петербургских антимонопольщиков признал недействительным аукцион одной из больниц Северной столицы на поставку сложной медицинской техники - рентгенодиагностических телеуправляемых аппаратов. На право исполнить контракт, сумма которого превышала 190 миллионов рублей, претендовали две компании. Одну из них больница дважды отстраняла от участия в торгах из-за недостоверных сведений, которые якобы содержались в составе аукционной заявки. Однако факт предоставления неверной информации, как сообщает петербургское управление ФАС, документально подтвержден не был.

Как установил суд, отстраненная от аукциона компания предложила к поставке высокотехнологичное оборудование, прошедшее необходимую регистрацию и сертификацию, которое по ряду параметров превосходило показатели технического задания. При этом товар стоил на 8,6 миллиона рублей дешевле, чем техника другого поставщика, с которым заказчик пытался заключить контракт.

Строго говоря, действующее законодательство позволяет антимонопольной службе выносить предписания об устранении отдельных недостатков в аукционной документации без отмены торгов. "Однако далеко не всегда сторонам удается урегулировать аукционный спор в "мирном" порядке, - отмечает Татьяна Остапова, юрист и специалист по государственным заказам из Санкт-Петербурга. - В некоторых случаях государственный заказчик не признает факт нарушений и не спешит заниматься доработкой документации. Иногда специалисты УФАС приходят к выводу, что техническое задание исправлению не подлежит. Часто беспроблемное прохождение аукциона зависит от человеческого фактора, от того, насколько стороны, в том числе и заявитель, который подавал жалобу, готовы к диалогу".

Мнение

Анна Нумерова, партнер одного из федеральных адвокатских бюро:

- Причина, по которой антимонопольная служба может принять решение об отмене торгов, кроется в совокупности всех документальных недоработок. В случае с псковским аукционом на строительство газопровода недостатки документации, возможно, не позволяли определить требования к качеству и функциональным характеристикам товаров и работ. Аннулировать государственные аукционы комиссия ФАС может без решения суда. И, как мне кажется, оперативное рассмотрение жалоб в административном порядке, с учетом загрузки судебной системы, существенно ускоряет бизнес-процессы. Не стоит забывать, что любая бюрократическая проволочка может оказаться для того или иного субъекта предпринимательства "смертельной". Когда государство в лице отдельных органов власти наказывает себя самостоятельно, это только способствует формированию единообразного правового подхода и уважения к законодательству.