Всероссийскую олимпиаду по литературе сделали прозрачной

Во Всероссийской олимпиаде школьников ежегодно участвует до 8 миллионов человек.

На заключительный, очный этап попадает не больше пяти тысяч. Половина, как правило, становятся победителями и призерами.

В этом году на заключительный этап олимпиады по литературе, который проходил в подмосковных Химках, приехали 235 школьников из 79 регионов. Олимпиаду по литературе проводила ВШЭ, и организаторы решили сделать состязание максимально прозрачной.

Обычно олимпиадные работы показывают участникам только при подаче апелляции. Но в этом году еще до апелляции всем школьникам разрешили посмотреть свои работы и прочитать рецензии жюри. А если у кого-то были вопросы, то и лично задать их педагогам.

В зал, где идет просмотр работ, выстроилась очередь. Кто-то плачет, кто-то кричит по телефону: "У меня 100 баллов! Попался Чехов!". "Мама, был Шукшин и Исаковский!"

Выяснилось, что почти все школьники хотят поговорить с членами жюри. Дарья Булдакова приехала из Кирова. Когда писала последнее задание, начала выполнять его с новой страницы. А проверяющий страничку не перевернул.

- Вот третий вопрос написан! Я же помню, что все сделала! - горячится девушка.

- Это наша техническая ошибка, - соглашается с ней эксперт Галина Обернихина.

В итоге Дарья получила плюс семь с половиной баллов к своей оценке. Буквально на наших глазах еще одной участнице повысили оценку на балл.

За соседним столом оживленно спорят:

... - А здесь у вас написано " небольшое количество времени". Это канцеляризм. Согласны? За это баллы и снизили.

В итоге самую высокую оценку на олимпиаде получил десятиклассник из Москвы Михаил Кипнис, который набрал 133,5 балла из 150 возможных. Второй стала Екатерина Харлампиева из Вологодской области со 133 баллами, а третьим - москвич Петр Озерский. У него 131 балл.

Если раньше олимпиадные работы проверяли в основном московские преподаватели, то в этом году впервые в жюри пригласили учителей из регионов - Омска, Новосибирска, Твери, Челябинска.

Максимальный балл по литературе не набрал ни один школьник

- Мы договорились с членами жюри, что каждая рецензия должна быть понятной и обоснованной, без эмоциональных оценок типа "Молодец" или "Плохо" - рассказала "РГ" председатель жюри декан филологического факультета ВШЭ Елена Пенская. - Орфографические ошибки учитывались, но не были решающими.

Среди заданий были и такие, которые предполагают, как на ЕГЭ, выбор ответа. Допустим, соотнести русских писателей и названия мест: "Блок, Шукшин, Шолохов, Цветаева, Горький". И - "Вешенская, Казань, Шахматово, Сростки, Елабуга". Или правильно указать профессии писателей. Вспомнить, что Грибоедов был дипломатом, а Чехов - врачом.

Это, конечно, не самые сложные вопросы. Гораздо труднее было написать литературоведческую статью для сайта об аллюзии или прообразе. Или представить себе, какой диалог могли бы вести Молчалин и Чичиков или Лука и Платон Каратаев?

- Олимпиадные задания рассчитаны на то, что текст - перед глазами у учеников. Все авторы есть в школьной программе, но не обязательно в школе изучают именно те произведения, которые мы дали на заключительном туре, - пояснила Елена Пенская.

По словам Пенской, среди работ были "невежественные" и такие, в которых "чувствуется след подготовки к ЕГЭ". Непонятно, как вообще такие участники смогли приехать на заключительный этап.

- Но это отдельный вопрос, в котором нужно серьезно разбираться, - считает она.

Олимпиада - это пирамида, и чтобы дойти до заключительного тура надо перешагнуть через несколько туров. В регионах иногда по-разному оценивают работы, есть трудности в подготовке участников.

- Может быть, настало время поменять тип заданий, изменить критерии оценки работ. - продолжает Елена Пенская. - Они размыты и часто загоняют в ловушку проверяющего.

Изменить содержательную часть олимпиад - задача сложная, а вот сделать эти состязания прозрачными, показывать всем школьникам их ответы, выкладывать в Интернете хотя бы работы победителей и призеров можно и нужно. Тогда упреков в адрес олимпиад и льготников будет гораздо меньше.

Стали известны имена победителей и призеров Олимпиады "Ломоносов" по международным отношениям и глобалистике. Эту Олимпиаду вместе с МГУ проводил один из ведущих вузов страны МГИМО в партнерстве с "Российской газетой". Все задания заочного этапа были размещены на нашем сайте, тут же мы объявили и имена тех, кто был допущен к очному этапу.

Полный список победителей и призеров, которые получат льготы при поступлении вузы, есть на сайте "РГ". В "Золотую сотню" входят пять победителей и 96 призеров. 39 призеров получили диплом 2-й степени, 57 - диплом 3-й степени. И победители, и призеры могут рассчитывать на льготы при поступлении в ведущие вузы, в том числе МГУ и МГИМО.

Фоторепортаж