Разработки Союзного вуза стали лучшими инновационными проектами года

Сразу три золотые медали получили в Петербурге инновационные разработки Белорусско-Российского университета. Там во время проведения 19-й Международной выставки-конгресса "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" состоялся конкурс "Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года". Специалисты союзного вуза из Могилева представили три уникальные разработки, которые оказались вне конкуренции.

Одна из них, например, обеспечивает безопасность на дорогах. Недавние ураганы и снежные заносы стали причиной множества ДТП. Водители не справлялись с управлением, даже большегрузные автомобили легко слетали в кюветы. Причины таких аварий в том, что современные средства безопасности, установленные на грузовых автомобилях, чересчур "задумчивые". В тот момент, когда тягач начинает тормозить на скользкой дороге, прицеп напирает и автопоезд складывается в "ножницы". Никакая автоматика не спасает. Ученые подумали: а если изменить подход и измерять силы, возникающие в элементах всей конструкции сцепки "тягач - прицеп"? Сказано - сделано. Так появилась принципиально новая система активной безопасности, которая уже запатентована во многих странах мира. И один из ведущих автопроизводителей готов уже сегодня внедрять ее в производство.

Ученые Белорусско-Российского университета совместно с коллегами из Московского университета путей сообщения разработали также принципиально новую технологию изготовления строительных конструкций. Как сегодня делается железобетонная плита? Арматура заливается цементом. При этом расход стройматериала может быть немалым - если надо добиться высокой прочности. Разработчики предложили другой вариант - взять стальную плиту, особым образом наварить на нее металлические полосы и арматуру. И все это уже заливать бетоном, которого потребуется в разы меньше, по сравнению с обычной технологией. Плюс к этому можно прямо на заводе делать конструкции нужной конфигурации. И, привезя на место, оперативно монтировать с помощью крана. Таким образом сокращаются и сроки строительства.

Разработан в БРУ и ряд новых материалов, устойчивых к нагреванию и износу. Сделанные из них электроды служат в 2-3 раза дольше традиционных. В Питере белорусские ученые рассказали о новом рецепте приготовления бронзы. Металл получается жаропрочным. Но для его выплавки нужна температура на 200 градусов меньше, чем обычно. Плюс к этому на 20 процентов сокращается время "приготовления" металла. Так что производство бронзы с новыми характеристиками обходится дешевле, нежели сейчас на плавильных предприятиях.

Белорусско-Российский университет, где можно получить образование как по белорусским, так и по российским образовательным стандартам, успешно конкурирует с другими вузами. Чтобы привлечь абитуриентов, открывает новые специальности. Грядущий учебный год - не исключение. С сентября 2013-го в БРУ по белорусским образовательным стандартам откроется отделение, на котором станут готовить специалистов в области транспортной логистики. Две новые специальности будут финансироваться из российского бюджета. Это "инноватика" - подготовка грамотных экономистов, которые разбираются и в последних научно-технических достижениях. По специальности "биотехнические системы и технологии" начнут подготовку специалистов для разработки и обслуживания нового медицинского оборудования, установленного сейчас в лечебных учреждениях. Можно сказать, технический вуз поворачивается в сторону медицины. Причем весьма активно. Студенты на новую специальность еще не набраны, а в планах уже открытие филиалов кафедр в больницах Могилева. По оценке экспертов, специалисты, получившие образование по новым специальностям, будут чрезвычайно востребованы на рынке труда.

Кстати, и сегодня выпускники БРУ без проблем устраиваются сами на свое первое в жизни рабочее место. Первый проректор Михаил Лустенков рассказал, что на некоторых выпускников - белорусов, получивших российские дипломы, приходят заявки от московских фирм и предприятий. Не редкость, когда россияне, приехавшие учиться в Могилев, хотят остаться в Беларуси и просят направить их на первое рабочее место на какое-то местное предприятие. Таких специалистов берут с удовольствием, не глядя на "национальную" принадлежность диплома. Главное, молодые люди окончили Белорусско-Российский университет.