Татьяна Валовая: Решения ТС принимаются "на троих", но формат бывает разный

Год прошел с начала работы Евразийской экономической комиссии - единого наднационального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. За этот период были приняты важные решения в области таможенного администрирования, тарифной и нетарифной политики, в сфере защиты единого внутреннего рынка... Всегда ли учитывались при этом интересы каждой из стран - участниц Таможенного союза, какие задачи поставлены президентами по дальнейшей реализации основных направлений интеграции и что она даст гражданам трех стран? За ответами мы вновь отправились в Евразийскую экономическую комиссию к министру по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяне Валовой.

Татьяна Дмитриевна, мы встречались с вами чуть более года назад, тогда комиссия только начинала свою работу. Каким этот год был для вас, что удалось сделать?

Татьяна Валовая: Это был непростой год, сразу пришлось приступить к решению целого ряда вопросов. Впервые на постсоветском пространстве заработал уникальный наднациональный исполнительный постоянно действующий орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). То есть впервые произошла передача некоторых полномочий от национальных правительств наднациональному органу. Это был год, когда ранее достигнутые соглашения необходимо было перевести в практическую плоскость, и нам, мне кажется, удалось это сделать. Комиссией принято более 300 решений, которые действуют напрямую на территории трех стран. Также была продолжена работа над базовыми документами, необходимыми для развертывания Единого экономического пространства (ЕЭП).

Высшим экономическим советом принято решение о реализации основных направлений интеграции. Какие конкретно задачи поставили президенты наших стран?

Татьяна Валовая: Наша задача - создать условия для функционирования четырех свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Впереди большая работа и жесткие сроки: 1 мая 2014 года договор по Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС) должен быть готов, а 1 января 2015-го данный Союз должен заработать как новая международная организация. Кроме того, президенты России, Беларуси и Казахстана дали поручения правительствам и ЕЭК до 1 мая 2013 года представить предложения по основным направлениям дальнейшего развития интеграции. Здесь надо решать несколько задач. В первую очередь речь идет о гармонизации национальных законодательств. Интеграция заставляет менять устаревшие нормы, очень важно, чтобы новые отвечали современным стандартам и международной практике. Помимо гармонизации законодательства необходимо обеспечить формирование интегрированных инфраструктурных рынков - транспорта, связи, телекоммуникаций и энергетики. Сегодня, например, наш транспортный инфраструктурный потенциал до конца не использован. Нужны новые транспортные артерии и коридоры. Есть опыт ЕС, когда в процессе формирования единого рынка создавались трансъевропейские сети и в электроэнергетике, и на транспорте. Перед нами стоит та же задача.

Далее. Необходимо решить задачу формирования ЕЭС как эффективной международной организации, наделенной необходимой правосубъектностью, имеющей свои институты. Наконец, президентами поручено проанализировать другие вопросы, которые имеют непосредственное отношение к интеграции, в том числе взаимоотношения наших трех стран с другими интеграционными структурами. Главная задача - дальнейшее развертывание ЕЭП по всем направлениям. Повышение степени согласованности экономической политики и на этой базе укрепление производственной кооперации, переплетение наших экономик, закладка механизмов, направленных на повышение уровня жизни граждан.

Что конкретно получат граждане наших государств от новых интеграционных процессов?

Татьяна Валовая: Те "четыре свободы", которые мы провозгласили, связаны напрямую с жизнью и деятельностью граждан наших стран. Самое интересное, что многие вещи, за которые европейцы бились десятилетиями, у нас уже есть. Например, безвизовый въезд. Конечно, многие блага граждане имеют сегодня благодаря Союзному государству Беларуси и России. То, что было сделано в Союзном государстве, сегодня поэтапно переносится в Таможенный союз. Поэтому никто не почувствовал, что у нас нет границ, отсутствуют квоты на работу, есть минимальный набор медицинского и социального обеспечения, возможность получить образование в любой стране ТС. Все это воспринимают как данность, но это большое завоевание. Конечно, есть еще масса вопросов и по ним ведется работа. Например, сейчас мы обсуждаем возможное увеличение сроков нахождения без регистрации с 30 до 90 дней.

Россия, Беларусь, Казахстан - три страны Таможенного союза - абсолютно разные. Тяжело ли договариваться и всегда ли учитываются интересы каждой из сторон?

Татьяна Валовая: Знаете, иногда трем странам не сложнее договориться, чем пяти российским ведомствам. Хочу отметить, что решения всегда принимаются "на троих", но вот формат может быть разный. Например, национальные интересы отстаиваются на уровне вице-премьеров России, Беларуси и Казахстана, на уровне Совета ЕЭК, где решения принимаются консенсусом. Но не было еще случая, чтобы мы не смогли договориться.

В прошлом году в отношении товаров государств - членов Таможенного союза было выявлено около 95 ограничительных мер при их доступе на другие рынки. Что делается комиссией в этом направлении?

Татьяна Валовая: Как видно из статистики, европейцы используют ограничительные меры в разы больше нашего. Конечно, рынки без боя никто не отдаст, но сейчас у нас появилось больше сил и возможностей для защиты товаров при выходе на чужие рынки. Сложнее всех пока приходится Беларуси, но раньше она в одиночку боролась за свои права, теперь этим занимается весь Таможенный союз. Если ограничивают доступ товаров одной из стран Таможенного союза, а потом будет доказано, что это было неоправданно, ответные меры уже будут со стороны всего Таможенного союза.

Будет ли Таможенный союз расширять свои границы и как скоро нам ждать новых членов?

Татьяна Валовая: В 90-е годы Европейский союз, по сути, занялся лавинообразным расширением. Теперь мы все видим, к чему это привело. Комиссия внимательно изучает этот опыт, и никто не стремится к расширению ради расширения. Сейчас мы ведем переговоры только с одной страной - Кыргызстан подал официальную заявку о присоединении к ТС. В настоящее время активно реализуется план мероприятий по данному вопросу.