Сибирские белорусы провели старинный обряд призывания весны весну

Благаславi, мацi, вясну гукаць, у-у - эти слова ритуальной белорусской песни, призывающей весну, разносились над деревней Тургеневка, что в Иркутской области. Это активисты Иркутского товарищества белорусской культуры собрались на "гуканне Вясны".

Товариществу больше 15 лет. Вот уже второй год подряд "гукаць вясну" белорусы Иркутска приезжают в Тургеневку. Деревня была основана белорусскими переселенцами в 1909 году во время Столыпинской реформы. Предки нынешних тургеневцев ехали с Западного Полесья в глухую Сибирь за землей, везли с собой не только домашний скарб, но и свои обряды. Их потомки традиции сохранили, так что сегодня Тургеневка известна на все Приангарье именно как белорусская деревня.

Зима в этом году выдалась долгая, забрала месяц осени, отняла месяц весны. Так что самое время было призвать - "загукаць" - богиню весны и красоты Ладу. Подготовили из бумаги множество птичек - веснянок, - развесили по деревьям, украсили ими деревенскую площадь, раздали всем пришедшим на праздник девушкам и женщинам.

- Птички нужны, чтобы призвать весну. Ведь она прилетает на их крыльях, когда птицы возвращаются из "вырай" - небесного рая. Но в Сибирь птицы еще не прилетели, Весна проснется, увидит, что птичек нет, и спросит "зачем будили"? - полушутя объясняет смысл обряда руководитель Иркутского товарищества белорусской культуры имени Черского Олег Рудаков.

Весну призывают только девушки - мужчины присоединяются к ним к концу праздника, когда начинаются игры и танцы. Обряд открыла красивая песня, призывающая Ладу. В конце каждой строфы девушки тоненько тянули "у-у-у" - будили Весну. В конце песни под последнее звонкое "у-у-у" все собравшиеся на праздник девушки и женщины запустили в воздух десятки бумажных веснянок. Девичьи голоса взмыли в прозрачное сибирское небо вслед за белыми птичками-самолетиками, и, несмотря на пробирающий сквозь теплую куртку морозец, хотелось верить, что Весна услышит и наконец придет.

А чтобы Лада принесла с собой не только долгожданное тепло, но и хороший в будущем урожай, достаток в дома, закопали горшочек с ячневой кашей, приговаривая при этом: "Дай жа Божа на зямельку травiцу, на травiцу расiцу, на лясочак лiсточак i вясёлы дзянёчак!" (Дай же, Боже, на земельку травку, на травку - росу, на лесочек - листочек и веселый денечек!)

- Ну а теперь Весну надо "затанцевать", - тряхнула косой Воля Галанова, активистка товарищества, и повела с подругами хоровод - колу.

"Кола" означает круг, это символ Солнца, а какая же весна без солнца. Следом пошли колу с подскоками - чем выше подпрыгнешь, тем выше поднимется лен и пшеница, лучше будет урожай. А под конец - крывы танок - хоровод-змейку. А там и костер подоспел, в котором надо сжечь старые вещи и старые беды, чтобы все старое и недоброе ушло, растаяло с зимним снегом. Каждому нашлось с чем расстаться - будь то старый платок, прошлогодний календарик или бумажка, на которой записаны все неприятности.

Пока девушки пели обрядовые песни и водили хороводы, парни и мужички посмекалистее выстроились в очередь к сковороде, на которой аппетитно шкворчала яичница-глазунья - непременный атрибут "Гукання Вясны". Впрочем, маленькое яичное "солнышко" досталось всем желающим, как и "птушки" - сдобные булочки, и "жаворОнки" (с ударением на третьем слоге) - обрядовое печенье в форме птичек, и горячий чай.

- Как же иначе, - улыбались тургеневцы, - белорусы "щиры" угощеньем...