Какие средства выделяются во Франции на образование?
Янник Триганс: Огромные. У министерства образования самый большой бюджет, свыше 60 миллиардов евро в год. Плюс к этому немалые суммы выделяют местные власти. На 12 миллионов школьников приходится миллион преподавателей. Вообще система национального образования - самый крупный работодатель в стране.
Франсуа Олланд назвал именно ее приоритетом нынешнего президентского мандата. Почему?
Янник Триганс: Потому что от образования зависит будущее, судьба страны. Ведь школа - это Франция завтрашнего дня. И в нынешней сложной экономической ситуации, когда приходится экономить, сокращения не коснулись школ. Более того, 60 тысяч новых вакансий для учителей будут созданы в течение ближайших пяти лет.
В России сейчас спорят о том, какой быть школе. В частности, говорят о введении платы за дополнительные занятия. Все больше появляется частных школ со своими программами. А как во Франции?
Янник Триганс: У нас 80 процентов школ - государственные. Остальные частные. Но программы разрабатываются централизованно и обязательны для всех. Более того, учителя проходят подготовку по единой образовательной схеме. Да и зарплата им выплачивается государством по единой тарифной сетке. Разница лишь в том, что в государственную школу, как и прописано в законах, принимают всех детей без исключения. Дирекция же частных школ может отказать тем ученикам, которые ее не устраивают с точки зрения успеваемости или поведения. К тому же в частных, а многие из них религиозные, преподаются такие предметы, как катехизис, но они факультативные.
То есть образование во Франции бесплатное?
Янник Триганс: Практически да. Правда, в частной школе родители платят около от 600 до 1000 евро в год за дополнительные занятия и услуги, а также за расходы на хозяйские нужды. Сумма, по французским меркам, небольшая.
Как соотносятся уровни преподавания в государственной и частной школах?
Янник Триганс: По большому счету серьезных отличий нет. Это касается, кстати, и их оснащенности. Например, среди самых продвинутых школ, особенно последнего звена среднего образования, есть немало именно государственных, таких как лицей Пастер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен или столичный Генрих IV.
Насколько школьные программы отвечают потребностям современного общества?
Янник Триганс: Они излишне перенасыщены. Судя потому, что нынешний министр образования Венсан Пейон сейчас занимается этой проблемой, программы будут облегчены. И конечно, надо приблизить школу к нуждам экономики. Это касается, в частности, профессиональных лицеев, где параллельно с учебной программой обучают разным профессиям. В то время как в стране испытывается нехватка специалистов в таких областях, как механика, транспорт, логистика, здравоохранение, в других, в частности торговле, бухгалтерском деле, их явный избыток.
С какими трудностями приходится сталкиваться?
Янник Триганс: Мы смогли добиться во Франции массового и практически бесплатного школьного образования. Но пока не удается осуществить демократизацию результатов образования. Что я имею в виду? Наша цель сделать так, чтобы минимум 80 процентов старшеклассников успешно сдавали выпускные экзамены, то есть получали, как говорят во Франции, "бак". Пока этого нет. С 90-х годов прошлого века данный показатель не растет, застряв на 70-процентной отметке. А ведь "бак" дает лучшие шансы в жизни.
В отличие от правых мы убеждены, что все ученики на любом этапе обучения способны в полной мере овладеть знаниями. Но для этого надо иметь соответствующие образовательные ресурсы и квалифицированных педагогов.
Насколько французской школе удается исполнять функцию "социального лифта" для ребят из семей со скромным достатком?
Янник Триганс: Для этого сделано немало. Однако и сейчас образовательная система пробуксовывает. К примеру, во Франции есть специальные подготовительные классы "препа", где после аттестата зрелости выпускники готовятся в течение 1-2 лет для поступления в престижные "высшие школы". Так вот половина из тех, кто там учится, - выходцы из семей руководящих кадров и только
13 процентов - дети рабочих. Серьезная проблема. Особенно в так называемых "зонах приоритетного образования", которые в основном располагаются в сложных в социальном отношении районах.