По крайней мере депутаты Госдумы, дружно поддержавшие вчера законопроект, очень надеются, что благодаря в том числе и этим, предложенным правительством мерам, детдомы в России в конце концов станут ненужными.
Впрочем, далеко не все в законопроекте думцев устраивало. И статс-секретарь - заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк признала: документ нуждается в совершенствовании. И уже после внесения в Госдуму при обсуждении на площадке профильного комитета появились идеи по поправкам, которые будут предлагаться ко второму чтению.
Прежде всего депутатов не впечатлила величина единовременной денежной выплаты, которая полагалась при передаче на усыновление инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами. Законопроект предлагает увеличить это пособие до 100 000 рублей на каждого такого ребенка. Сейчас - 13 087,61 рубля.
"Справоросс" Олег Нилов полагает, что в будущем законе должно быть четко прописано, что приоритет на усыновление должен быть у ближайших родственников. Другие варианты рассматриваются только после того, как от родственников будет получен письменный отказ.
Кстати, законопроект сокращает время вступления судебного решения об усыновлении в силу до 10 дней и увеличивает с одного месяца до полугода срок, который ребенок может находиться под временной опекой, пока решается вопрос о его судьбе, если помещение его в организацию для детей-сирот по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно. Причем, если нужно, этот срок может быть продлен до восьми месяцев.
Законопроект избавляет от необходимости проходить перед усыновлением специальную подготовку людям, желающим принять в свою семью сироту, если они уже имеют успешный практический опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. И освобождает опекунов и попечителей от обязанности ежедневно вести учет и фиксировать расходы на каждодневные нужды подопечных. Авторы законодательной инициативы посчитали, что лучше то время, которое опекуны и попечители тратят на сбор платежных документов, расписок, подтверждающих такие расходы (это "в ряде случаев сделать затруднительно"), они используют непосредственно для развития несовершеннолетнего подопечного, его воспитания или ухода за недееспособным. Однако органы опеки не имеют права оставить приемную семью без "социального сопровождения". Они должны оказывать содействие опекунам и попечителям в реализации и защите прав подопечных, получении услуг по социальному, медицинскому, психологическому и педагогическому сопровождению. Эту новеллу законопроекта поддержали все депутаты. Споры возникли по поводу нормы, которая исключает жесткое требование, чтобы усыновитель, не состоящий в браке, обязательно был старше ребенка не менее чем на 16 лет. "Единоросс" Екатерина Лахова предположила, что отказ от этой нормы будет "в интересах педофилов". И вообще, если усыновитель почти ровесник своего приемного ребенка, разве он способен вырастить его, воспитать и дать хорошее образование. Либерал-демократ Елена Афанасьева предложила подумать и о психологической причине, не позволяющей исключить действующее в настоящее время требование о разнице в 16 лет между усыновителем и усыновленным. "Разве может человек без жизненного опыта рассчитывать на родительский авторитет у своего приемного ребенка?" - обращалась к коллегам Афанасьева. Ее не убедило, что в законопроекте за судом остается право в каждом конкретном случае оценить, позволит ли та разница в возрасте, которая имеется между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, обеспечить ему полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. И если возникнут по этому поводу сомнения, отказать в усыновлении. Депутаты готовы были допустить к усыновлению без учета надлежащей разницы в возрасте только кровных родственников. И пообещали закрепить эту норму во втором чтении..